Общим недоразвитием речи называют патологическое изменение речевой функции, которое заключается в нарушении воспроизведения звуков. Наблюдаются лексико-грамматические и семантические расстройства (). При этом уровень интеллекта и слух не страдает. Уровень ОНР может варьировать в зависимости от степени поражения.

Отмечаются как минимальные элементы фонетико-фонетического и лексико-грамматического недоразвития, так и , в виде полного отсутствия навыка. В детском возрасте патология встречается у 40 % малышей. Тяжелые поражения приводят к развитию дислексии и дисграфии.

По клиническим признакам ОНР разделяют на несколько групп, которые пропорциональны степени поражения нервной системы:

  1. Формы без осложнений - характерны для детей с симптомами минимальной мозговой дисфункции, мышечной дистонии, моторных нарушений, эмоциональной и волевой лабильности.
  2. Осложненные формы - возникают на фоне умеренных органических и функциональных изменений нервной системы при цереброастеническом, гипертензионно-гидроцефальном, судорожном, гипердинамическом синдроме.
  3. Формы с грубой патологией - отмечаются у детей с тяжелым поражением центров речи головного мозга ().

В зависимости от наличия определенных речевых навыков ОНР делят на уровни. Всего их четыре. Каждый отличается своими особенностями:

  • Первый - характеризуется отсутствием речевой функции.
  • Второй - сохраняются некоторые элементы общей речи, словарный запас скудный, грамматический навык не определяется.
  • Третий - отмечается фразовая речь с недостаточной звуковой и смысловой нагрузкой.
  • Четвертый - незначительные и лексико-грамматической функции.

Клинические признаки ОНР 1 уровня

Большинство родителей пугает диагноз ОНР 1 степени, поэтому они пытаются выяснить, что это такое. Дети с первым уровнем недоразвития речи выделяются среди других сверстников. Общение в социальной среде для них затруднительно. Они часто используют жесты и мимику для общения. Словарный запас ограничивается только несколькими словами, которые часто произносятся в искаженной форме и сопровождаются некоторыми звуками.

Периодически может отмечаться многократное повторение односложных фраз. Отсутствует дифференцировка понятий, малыш не различает действие и предмет, определяя его одним видом звукосочетания. Такие дети не дифференцируют предлоги, мужской и женский род, числа. Плохо развита артикуляция и распознавания звуков, а также слоговое восприятие. Дефектные слова и звуки превалируют над нормальными частями речи.

Психологические особенности детей с ОНР 1 уровня определяются объемом поражения нервной системы, а также степенью терапевтического вмешательства со стороны родителей и специалистов. Учитывая сохранность интеллекта и слуха, на раннем этапе родители практически не беспокоятся о состоянии ребенка. Внешних признаков изменений у малышей первых лет жизни, которые растут среди близких людей, на начальном этапе не наблюдается.

По мере взросления и включения в социальную среду появляются проблемы, которые связаны с затруднением общения. Отсутствие речевой функции начинает тормозить умственные способности ребенка, вызывая трудности в обучении, письме, чтении и других навыках. Некоторые дети самокритично относятся к своей патологии, что выражается в изменении поведения. Для некоторых характерна апатия и пассивность, нежелание общаться с другими малышами.

Другие ребята, наоборот, становятся агрессивными или вспыльчивыми, неадекватно реагируют на нестандартные ситуации. Это приводит к изоляции ребенка и усугублению психического и эмоционального состояния.


Особенности диагностики состояния

ОНР 1 уровня является самой тяжелой степенью нарушения. Характеристика такого состояния описывает степень развития навыков, внешние признаки, общение в социуме, а также психологические особенности маленького человека.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Внимание! Диагностику проводит логопед, который выясняет анамнез у родителей и выполняет ряд тестов, направленных на установление степени нарушения речи.

Для того чтобы оценить состояние ребенка, врач использует следующие критерии:

  • умение повторить услышанное или прочитанное;
  • грамматические процессы;
  • активный и пассивный словарный запас;
  • соотношение понятия и звучания слова;
  • моторная функция;
  • воспроизведение звуков и частей слов;
  • фонетическое восприятие;
  • способность проводить анализ звуков.

Кроме этого, следует обратиться к другим специалистам, чтобы выяснить причину нарушения и исключить специфическую природу нарушения речевой функции. В зависимости от поведенческих особенностей ребенка и наличия определенных провоцирующих факторов может понадобиться обследование детей с ОНР 1 уровня. Для этого прибегают к помощи невролога, дефектолога, психолога и психотерапевта. В некоторых случаях консультации необходимы как ребенку, так и родителям.

После установления диагноза специалист определяет план, по которому проводится работа с маленьким пациентом. Особенностью таких детей является практически полное отсутствие словарного запаса при сохранном понимании речи. Поэтому логопед учитывает эти признаки. Коррекционно-педагогическая помощь при ОНР 1 уровня включает следующие задачи:

  1. Создание определенного объема активных слов.
  2. Развитие восприятия речи.
  3. Построение простых предложений.
  4. Обучение составлению маленьких рассказов.
  5. Формирование и произношения звуков.

Важно! Процесс коррекции осуществляется индивидуально, для обеспечения максимального контакта с педагогом и достижения максимального результата.


Процесс обучения

Дальнейшее обучение ребенка может проходить как самостоятельно, так и в небольших группах. Хороший эффект наблюдается при активном взаимодействии специалиста с детьми, которое проходит . Изучение слов и предметов подкрепляют действиями и наглядным примером.

Для лучшего восприятия информации и закрепления материала используют игрушки, посуду, различные продукты, одежду и другие предметы. В дальнейшем ребенку предлагают озвучивать просьбы и ответы на вопросы в виде диалога. Со временем работа усложняется, учитывая возрастные особенности развития речи и ее восприятия.

Процесс обучения чаще всего продолжается в течение нескольких лет. Задачами индивидуального сопровождения при ОНР 1 уровня являются приобретение возможности активно общаться в социуме, не испытывая дискомфорта при коммуникации с другими людьми. Происходит постепенное восстановление психоэмоционального равновесия в семье.

Профилактические мероприятия

Для того чтобы достичь положительного результата, родители должны придерживаться рекомендаций логопеда и других специалистов. Меры профилактики заключаются в следующих моментах:

  • Раннее начало коррекционной работы и обучения - оптимальный возрастной период - 3-4 года.
  • Необходима консультация узких специалистов для исключения нарушений речи, не связанных с нервной системой.
  • Создание положительной атмосферы в семье, поддержка и похвала ребенка за успехи.
  • Выполнение домашнего задания для ОНР 1 уровня под контролем логопеда.

В заключение

На современном этапе не является приговором для ребенка и родителей. При своевременном обращении к специалистам удается восстановить нарушенные функции и адаптировать малыша в социальной среде.

Общее недоразвитие речи 1 уровня – это крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется логопедом с учетом данных анамнеза и обследования всех компонентов языковой системы. Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития, направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

ОНР 1 уровня - собирательный термин из психолого-педагогической классификации речевых нарушений . В логопедии им обозначаются тяжелые формы речевого дизонтогенеза, сопровождающиеся отсутствием у детей обиходной речи при неизмененном интеллекте и слухе. Понятие «общее недоразвитие речи » и его периодизация были введены в 1960-х г.г. педагогом и психологом Р.Е. Левиной. Первый уровень развития речи указывает на то, что у ребенка грубо нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. В отношении таких пациентов пользуется определение «безречевые дети». Степень речевого недоразвития не имеет корреляции с возрастом: ОНР 1 уровня может быть диагностировано у ребенка 3-4 лет и старше.

Причины ОНР 1 уровня

Этиологическими факторами чаще всего выступают различные вредные воздействия на организм ребенка в течение пренатального, интранатального и раннего постнатального периода. К ним принадлежат токсикозы беременности , гипоксия плода , резус-конфликт, родовые травмы , недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , нейроинфекции, вызывающие недоразвитие или повреждение ЦНС (корковых речевых центров, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов). Клинические формы ОНР 1 уровня представлены следующими речевыми нарушениями:

  • Алалия . Характеризуется первичной несформированностью экспрессивной (моторная алалия) или импрессивной речи (сенсорная алалия) либо их сочетанием (сенсомоторная алалия). При любом варианте имеет место недоразвитие всех элементов языковой системы, выраженное в различной мере. Тяжелая степень алалии характеризуется безречьем, т. е. общим недоразвитием речи 1 уровня.
  • Детская афазия . Так же, как алалия, всегда приводит к ОНР, поскольку сопровождается распадом различных сторон речевой деятельности. Проявления зависят от локализации, распространенности и тяжести мозгового поражения. Механизм речевой недостаточности может быть связан с оральной апраксией (моторная афазия), слуховой агнозией (акустико-гностическая афазия), нарушением слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия) или внутреннего программирования речи (динамическая афазия).
  • Дизартрия . ОНР может диагностироваться при различных формах дизартрии (чаще – псевдобульбарной, бульбарной, корковой). Структура речевого дефекта включает ЛГНР, ФФН , расстройства просодики. Степень нарушения речевой функции расценивается как анартрия.
  • Ринолалия . Может являться причиной ОНР у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В этом случае множественные фонетические дефекты неизбежно влекут за собой отклонения в фонематическом восприятии. Отмечается отставание в освоении лексики, неточность употребления слов, ошибки в грамматическом построении речи. При несформированности всех подсистем языка диагностируется низкая степень развития речи.

При отсутствии первичных речевых дефектов ОНР 1 уровня может быть связано с неблагоприятными условиями воспитания и обучения ребенка: госпитализмом , педагогической запущенностью , проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией (дети-Маугли) и другими формами депривации, имеющими место сензитивные периоды речевого онтогенеза. Речевая недостаточность в этих случаях может быть объяснена нехваткой эмоционального и вербального общения, дефицитом сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, окружающей ребенка.

Патогенез

ОНР рассматривается как системное нарушение, затрагивающее все языковые подсистемы: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую. Дети с первым уровнем речевого развития отстают от возрастной нормы по целому спектру качественных и количественных показателей. У них нарушен общий ход речевого развития, сроки и последовательность освоения речевых навыков. Некоторые исследователи сравнивают общее речевое недоразвитие с «языковым инфантилизмом».

Механизм формирования ОНР находится в тесной связи со структурой первичного дефекта и его непосредственными причинами. Так, при нарушениях церебрально-органического происхождения (афазия, алалия) может отмечаться грубое расстройство активной речи или ее понимания, т. е. тотально искажаются процессы речепорождения и речевосприятия. При анатомических пороках или иннервационной недостаточности периферического речевого аппарата (ринолалия, дизартрия) на фоне неточного звукопроизношения распадается слоговой состав слова, лексико-грамматическая организация речевого высказывания.

Симптомы ОНР 1 уровня

В речи ребенка отсутствуют словесные средства общения, лексический запас резко отстает от среднестатистической возрастной нормы. В активном словаре обнаруживается незначительное количество звукокомплексов, звукоподражаний, аморфных слов. Ребенок может использовать единичные обиходные слова, сильно искаженные по слоговому и звуковому составу, что делает речь малоразборчивой. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм - при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным.

Фразовая речь не сформирована. Предложения состоят из отдельных лепетных слов, которые могут иметь множественные значения. Активно применяются неязыковые средства – изменения интонации, указательные жесты и мимика. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Грубо искажается слоговая структура, сложные слова сокращаются до 1-2-х слогов. Фонематический слух не развит: ребенок не различает и не выделяет оппозиционные фонемы. Произносительные умения находятся на низком уровне. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.

Осложнения

Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено. Неудачи в межличностных отношениях формируют замкнутость, низкую самооценку, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность .

Диагностика

На первичной консультации логопед знакомится с ребенком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинские заключения (детского невролога, педиатра). После получения необходимых сведений специалист переходит к обследованию речевого статуса ребенка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:

  • Ориентировочный этап . В ходе беседы со взрослыми выясняются подробности течения дородового периода, родов и раннего физического развития ребенка. Внимание акцентируется на особенностях речевого онтогенеза: от предречевых реакций до появления первых слов. Оценивается контактность ребенка, его речевая активность. При осмотре обращается внимание на состояние артикуляционной моторики.
  • Обследование компонентов языка . Последовательно выясняется степень сформированности связной речи, грамматических навыков, словарного запаса, фонематических процессов, звукопроизношения. При 1-ом уровне ОНР имеет место резкое недоразвитие всех звеньев языковой системы, следствием чего является отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.

При формулировке заключения указывается уровень речевого развития и клиническая форма речевой патологии (например, ОНР 1 уровня у ребенка с моторной алалией). Низкий уровень сформированности речи следует отличать от других форм безречья: ЗРР , аутизма , олигофрении , мутизма , отсутствия речи по причине тугоухости . При психических расстройствах и нарушениях слуха системное недоразвитие речи является вторичным по отношению к первичному дефекту.

Коррекция ОНР 1 уровня

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи . Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности . Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций . Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Прогноз и профилактика

Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие. Профилактика тяжелых речевых нарушений включает охрану здоровья ребенка в антенатальном периоде и после рождения. Для своевременного распознавания речевых патологий и определения соответствия речевого развития возрасту рекомендуется показать ребенка логопеду в 2,5-3 года.

1) развитие подвижности органов артикуляционного аппарата (соответственно тематическому циклу и основному сюжету занятия)

2) спонтанное вызывание возможных гласных и согласных звуков (согласно сюжету занятий): волк(у-у-у), чайник закипает (дуем в горлышко)

3) формирование интонационной выразительности речи на примере гласных звуков(которые дети произносят с различной дифференцированной интонацией)

4) первичное формирование слухового внимания, памяти и первичных навыков выделения изолированных звуков на слух (фонематического слуха) при помощи звучащих игрушек, предметов. Игра: спрятала инструменты, закрыли глаза, звук сзади издаю. Игрушка индюк: (бл-бл-бл-бл)

5) формирование импрессивного словаря и максимально (согласно индивидуальным особенностям) выводим его на экспрессивный уровень- словарь сущ-ых, глаголов, некоторых прилагательных

6) формирование навыков дифференцированного различения сущ-ых ед.ч и мн.ч, глаголов наст. вр. и пр. вр

7) формирование навыков логико-грамматического разбора, фраз, состоящих из 3 предложений: Оля надела шапку(Кто надел шапку? Что надела Оля? Что сделала Оля?)

8) формирование элементарных мыслительных операций на примере исключения или группировки предметов (4 лишний, игрушки, продукты питания)

9) совершенствование когнитивных функций тонкой и общей моторики

Реализация выше перечисленных задач в рамках одного занятия не имеет четкой последовательности, а зависит от содержания сюжета

В ходе организации занятий для реализации задач логопедом используется следующие игровые приемы:

А) для формирования мотивации. желания слушать взрослого и выполнить поручения в соответствии с инструкцией на этапе организационного момента, физкультминуток., используются двигательные упражнения с доступным детям речевым сопровождением: (маленькие ножки идут по дорожке топ-топ-топ; четверостишье Барто)

Б) использование классических артикуляционных упражнений для губ и языка в статике

В) спонтанное вызывание звуков

Произношение гласных в различных контекстах

Дутье в пузырек (с-с-с)

- «Болтушка» игра- вибрация языков до образования сочетания звуков б-л

Остановим лошадку (птф) дутье на высунутый кончик языка до его вибрации

Скачет лошадка (цокание)

Игра на балалайке (сочетание звуков дын-дн-дн)

Имитация покашливания –звук к

Согреем ручки – звук х

Задувание свечи – ф-ф-ф

Дует ветерок – в-в

Вибрация губ пальцем – б- дети дуют, осуществляя и взрывая смычку

Г) упражнения- игры на музыкальном инструменте

Д) игра «чудесный мешочек» при помощи к-ой дети учатся тактильно находить названный логопедом предмет по его характерным признакам, что позволяет активно формировать импрессивный словарь прил-ых и эксперессивный словарь сущ-ых

Е) используем игры «4 лишний» в упрощенном варианте

Ж) упражнения по по формированию восприятия слов-действий на основе показа в ответ на вопрос логопеда

З) упражнения на стереотипное сопряженное с логопедом конструирование словосочетаний фраз из 2-х, 3-х слов,4-х с прямым дополнением (яблоко лежит, апельсин лежит, груша лежит)

В ходе работы нельзя объективно оценивать произносительные возможности детей, допускается любое оречевление материала вплоть до одного ударного слога и слова (где ударение идет- машина- ти, молоко- ко, маша- ма; звуковая наполняемость должна соответствовать

«У ребенка ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня» − такое логопедическое заключение может услышать родитель трехлетнего неговорящего малыша. В этом возрасте некоторые дети по различным причинам наблюдаются у невролога, и не каждый родитель склонен консультироваться у логопеда по поводу отсутствия речи.

Многие думают, что дефекты речи возникают только у детей со сниженным интеллектом, глухих или слабослышащих. Увы, это мнение ошибочно. 1 уровень ОНР характерен также для детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом. Если вовремя обратить внимание на эти трудности, начать коррекционную работу со специалистом, выполняя все рекомендации, то можно с ними справиться.

Отечественные авторы определяют ОНР 1 уровня как почти полное отсутствие речи у ребенка. Речевая деятельность человека состоит из нескольких компонентов – это активный и пассивный словарь, звукопроизношение (правильное произношение отдельных звуков и звукокомплексов, а также способность услышать именно эти звуки), грамматический строй речи (взаимодействие слов между собой), связная речь (способность четко и ясно излагать свои мысли, не отвлекаясь на детали).

У ребенка с ОНР 1 уровня все эти компоненты, так или иначе, нарушены.

Актуальность

Речь, а особенно правильная – важнейший компонент коммуникации. Для того чтобы ребеночек, а в дальнейшем и взрослый, был успешен, он должен говорить понятным и доступным способом. Грамотное повествование развивает личность ребенка, позволяет передавать свои мысли и эмоции, делиться впечатлениями, расширять свой кругозор.

Статистика

Анализ статистических данных неутешителен – у всех детей с речевыми нарушениями ОНР диагностируется более чем в 70%.

Подтипы

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется нарушением всех элементов речевой системы.

ОНР 2 уровня – использование в своей речи нескольких слов, при этом характерно не всегда правильное их произношение.

ОНР 3 уровня – ребенок уже способен говорить длинными фразами, словарный запас увеличивается.

ОНР 4 уровня – на данном этапе остаются незначительные сложности, иногда допускаются ошибки. Важно не прекращать заниматься, так как отдельные трудности могут мешать первокласснику или дошкольнику справляться с чтением и письмом.

Сравнительные особенности нарушения развития речи

Характеристика выявленной у ребенка патологии зависит выраженности симптомов:

Лексический запас Звукопроизношение Фонематическое восприятие/ фонематический слух Грамматический строй Слоговая структура Связная речь Понимание
ОНР 1 ур. Звукоподражания, лепетные слова Множественные нарушения В начальном состоянии/ грубо нарушен Нарушен Нарушена Отсутствует Зависит от ситуации
ОНР 2 ур. Маленький (значительно меньше нормы) Различные и многообразные искажения, замены, отсутствие звуков Недостаточность Не сформирован Грубо нарушена Фраза из 2-3 слов Значительно развивается
ОНР 3 ур. Значительно увеличивается Имеют место все виды звуковых нарушений Недостаточно развито/ навыки звукового анализа и синтеза самостоятельно не формируются Правильное употребление простых предложений, специфические ошибки (неправильное согласование, пропуск и замена предлогов, ошибки в ударениях) Слоговая структура нарушена меньше, но остаются ошибки (сокращение слогов, перестановка, замена) Преобладание простых предложений Уже ближе к норме
ОНР 4 ур. Практически норма Могут оставаться искажения звуков, трудности постановки [Р] Недостаточно сформировано Могут оставаться ошибки в употреблении существительных, в падежных окончаниях (родительном и винительном), множественном числе, употреблении сложных предлогов Остаются отдельные нарушения – сокращение, перестановки звуков, намного реже – пропуск и перестановка слогов, добавление слогов Пропуск и замена союзов, инверсии (перестановка обычного порядка слов в предложении) Практически норма

Как видно из таблицы, каждый уровень имеет свои характерные особенности и первый – самый тяжелый.

Причины возникновения

Существует несколько групп причин, под воздействием которых могут возникать эти нарушения:

  • Патологии во внутриутробном развитии – токсикоз у матери на ранних сроках (когда идет закладка и формирование нервной системы малыша), различные заболевания, перенесенные матерью во время первого триместра беременности (особенно опасны вирусы и инфекционные заболевания в I триместре беременности), резус-конфликт.
  • Родовая патология – черепно-мозговая травма, удушение пуповиной (асфиксия), в результате чего новорожденный испытывает кислородное голодание, а это, в свою очередь, негативно отражается не только на речевых центрах коры головного мозга, но и на всех других органах и системах.
  • Перенесенные ребенком заболевания в первый год жизни – вирусные, инфекционные, различные травмы.
  • Наследственный фактор.
  • Негативное влияние окружающей обстановки – отсутствие или недостаточность правильно говорящего окружения ребенка – нарушения речи у родителей, отец и мать со снижением слуха (у слышащих детей), различные психотравмирующие ситуации, частые и длительные госпитализации детей.

Механизмы

Недостаточное развитие речи у дошкольника – системное нарушение. Пациенты с данным уровнем развития сильно отстают от своих сверстников. Если пустить этот процесс на самотек, ребенок не сможет учиться в школе, он будет испытывать не только трудности при овладении школьной программой, но и психологический дискомфорт.

Механизм формирования данной патологии связан с тем или иным поражением центральной нервной системы (например, гипоксия плода во время беременности, асфиксия во время родов, травма головы).

Диагностика

Распознавание и выявление различных речевых расстройств – это не только функция логопеда. Первичная диагностика осуществляется родителями или ближайшим окружением ребенка. В эпоху развития современных технологий каждый заинтересованный взрослый способен самостоятельно отслеживать РР (речевое развитие) своего малыша, а также способствовать активизации этих процессов. Первые признаки задержки развития речи могут отмечать и взрослые.

Также за развитием речи и общим физическим состоянием наблюдают детские специалисты (в том числе невропатолог и педиатр). Их заключения помогают логопеду составить полную картину − изучить так называемый «речевой анамнез» − особенности протекания беременности, родов, первого года жизни ребенка.

Специалисты, к которым следует обратиться

Зачастую нарушения речи сопровождаются неврологической патологией, которая выражается замедленными темпами созревания нервной системы. Поэтому грамотный специалист назначит специальные препараты, которые будут способствовать и стимулировать ее дозревание. Соответственно, лечить маленького пациента будет врач-невропатолог.

Некоторые дети испытывают психологические трудности, когда их слова, словосочетания и предложения непонятны сверстникам и родным. Поэтому для того чтобы справиться с ними и не довести ребенка до логофобии (боязни говорить), подключается детский психолог. К тому же у дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление.

Логопед. Основная роль в преодолении вышеуказанных нарушений отводится именно этому специалисту, который проведет грамотную диагностику, определит степень речевого развития, наметит план занятий, цели и задачи. При ОНР 1 уровня необходим индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, так как нарушения речи многообразны. Идеальным решением будет посещение ребенком логопедического детского сада.

Принципы терапии

Коррекция и лечение данной патологии проводится несколькими специалистами, которые используют различные методы и методики:

  • Начинать работать логопеду следует с развития понимания речи окружающих.
  • Постепенно накапливать средства общения (увеличение словарного запаса, расширение значений слов, формирование правильного звукопроизношения).
  • Усвоение различных форм общения.

Коррекционная логопедическая работа должна сочетаться с сопутствующим лечением – приемом лекарственных препаратов, физиотерапией, которые будут способствовать и стимулировать созревание центральной нервной системы.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике, так как тренировка мышечного тонуса пальцев рук способствует активизации центров головного мозга, ответственных за речь. Доказали свою эффективность пальчиковая гимнастика, игры со льдом, с тестом, наждачной бумагой, контрастные ванны для рук, аппликатор Кузнецова и др.

Благоприятный прогноз в том случае, когда патология выявлена вовремя и начато своевременное лечение и логокоррекционное воздействие. Если же родители не заинтересованы, то последствия будут печальными.

Профилактика

Профилактические мероприятия плавно вытекают из причин появления нарушений:

  • Для женщины, планирующей стать мамой, важно подготовить себя и свой организм к вынашиванию малыша, тщательно следить за собой, наблюдаться у врача, следовать всем его рекомендациям.
  • К сожалению, момент родов не всегда зависит от будущей матери – основную роль здесь играет медицинский персонал, а точнее профессионализм и ответственность каждого конкретного работника. Женщина, в свою очередь, может позитивно настроиться на процесс родов.
  • Первый год жизни малыша – самый важный. Чем раньше удается обнаружить нарушение, тем скорее можно начать лечение и коррекционную работу.

Ведь если дошкольник посещает логопеда, занимается с ним, а дома не прикладывает никаких усилий к закреплению отработанных навыков, должного и нужного эффекта не будет или придется его ждать значительное количество времени. Многие родители считают, что если с ребенком занимается логопед или психолог, то этого вполне достаточно и им ничего не нужно делать. Это не так, все новые умения и достижения детей должны повторяться и совершенствоваться в привычных ситуациях, у них должна вырабатываться привычка произносить звуки или слова правильно.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №16» ГОРОДА АЛЕЙСКА МОСИНА Н.А.


ОНР - ЭТО

различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОНР

1.Здоровье (патология беременности, родов, другие нарушения).

2. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями, педагогическая запущенность, гиперопека и т. д.).

3.Билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье - на другом.

4.Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок. (Недостаточность общения с ребенком. У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.)


В логопедии традиционно выделяют три уровня недоразвития речи:

1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи.

2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи.

Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т. Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.



Первый уровень речевого развития

Ребенок не владеет общеупотребительными средствами общения. Для выражения просьбы, мысли дети прибегают к мимике и жестам, отдельным лепетным комбинациям и звукоподражаниям. Пассивный словарь шире активного, однако логопедическое обследование выявляет недостатки импрессивной речи (трудности ориентации в обращенном словесном материале, непонимание вопросов косвенных падежей, значений предлогов, грамматических форм слов). Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации. Ярко выражена ограниченность способности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания фонем.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.


Организация коррекционно - развивающей работы с детьми

( I уровень развития речи)

Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.

Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

  • развитие понимания речи;
  • развитие самостоятельной речи на основе подражательной речевой деятельности;
  • формирование двусоставного простого предложения на основе элементарных словообразований;
  • развитие внимания, памяти, мышления детей.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ

  • РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТОГО РАСПРОСТРАНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ.
  • ПОДГОТОВКА ОРГАННОЙ АРТИКУЛЯЦИИ К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ.
  • 1 ЭТАП –ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ АМОРФНЫХ СЛОВ КОРНЕЙ.
  • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • ВЫЗЫВАТЬ ПОДРАЖАТЕЛЬ­НУЮ РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ФОРМЕ ЛЮ­БЫХ ЗВУКОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ.
  • ФОРМИРОВАТЬ И УТОЧНЯТЬ ПАССИВЫЙ СЛОВАРЬ: СЛОВАРЬ ДЕЙСТВИЙ, СЛОВАРЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ, ЧТО ОТВЕТСТВЕННЫМ МОМЕНТОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ БУДЕТ СОЗДА­НИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДРАЖАТЬ СЛОВУ ВЗРОСЛОГО. НЕЛЬЗЯ ЗАУЧИВАТЬ СЛОВА. СВЯЗЫВАТЬ ИХ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПОДРАЖАНИЕМ. СВОИ ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНОК СОПРОВОЖДАЕТ СЛОВАМИ. ПОЭТОМУ ЛОГОПЕДУ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ УСЛО­ВИЯ, В КОТОРЫХ БЫ У РЕБЕНКА ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ПРОИЗНО­СИТЬ (ПОВТОРЯТЬ) ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ НЕОДНОКРАТ­НО. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ИЛИ ВЫЗЫВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ, ДОЛЖНА БЫТЬ ТЕСНО СВЯЗАНА С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕБЕНКА, С ИГРОЙ, С НАГЛЯДНОЙ СИТУАЦИЕЙ, ЧТО ДОСТИГАЕТСЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ: ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ, ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ, НАЛИЧИЯ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.

  • 2 ЭТАП –ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СЛОВ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • НАУЧИТЬ СТРОИТЬ ДВУСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2-Х ВИДОВ:

O ОБРАЩЕНИЕ + ПОВЕЛЕНИЕ;

O ПОВЕЛЕНИЕ + НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

  • УЧИТЬ ПРОИЗНОСИТЬ УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ, СЛОГ.
  • ЗАКРЕПЛЯТЬ ОБИХОДНЫЕ СЛОВА.
  • РАСШИРЯТЬ ОБЪЕМ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
  • ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОСЛОВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • ЖЕЛАТЕЛЬНО ЧТОБЫ ПРОИЗНОСИЛИ ВСЕ ГЛАСНЫЕ.
  • К КОНЦУ 2-ГО ЭТАПА ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ:

· СИНТАКСИЧЕСКИ И ГРАММАТИЧЕСКИ ОФОРМЛЯТЬ ДВУСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

· МЕСТО УДАРЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВАХ.

· ОПРЕДЕЛЯТЬ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СТРУКТУРЫ СЛОВА.

· ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: ПРЕДМЕТ СООТНОСИТСЯ С ЕГО ФУНКЦИЕЙ.

· УЗНАВАТЬ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ.

· ОТВЕЧАТЬ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png