контрольного пакета "ИжАвто" вызвала вопросы у Счетной палаты и Генпрокуратуры. Ведомства подозревают СОК в выводе активов завода. В группе утверждают, что сделка проведена в рамках подготовки к продаже "ИжАвто" госкорпорации "Ростехнологии". Однако последняя уже давно прекратила переговоры о покупке ижевского автозавода.

Вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил "Прайм-ТАСС", что его ведомство вместе с Генпрокуратурой намерено проверить "законность вывода активов" с автозавода "ИжАвто" самарской группой СОК. Господин Степашин сказал, что СОК "бросила "ИжАвто" на произвол судьбы" и Генпрокуратура со Счетной палатой "будут этим заниматься". Когда может начаться их совместная проверка "ИжАвто", чиновник не уточнил, а в Счетной палате его слова не комментировали. Телефон представителя Генпрокуратуры Александра Васильева не отвечал. В группе СОК также не смогли сказать, когда начнется проверка.

Своим заявлением господин Степашин поставил под сомнение законность сделки по продаже группой СОК 75% акций "ИжАвто". В результате сделки собственником 75% акций "ИжАвто" стали дочерние структуры самого завода (ООО "Иж-Комплект", ООО "Гросс" и ООО "Норэкс"), то есть структура его собственности стала перекрестной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Ряд источников "Ъ", близких к сделке, говорили тогда, что акции "ИжАвто" могли быть оплачены автомобилями завода на $200 млн, то есть, по сути, речь могла идти о выводе с завода его товарного остатка (в группе СОК это не комментировали). Сам завод близок к остановке (сборка моделей Kia прекращена 29 апреля), его долги достигают $300 млн. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций "ИжАвто" уже был заложен в одном из банков-кредиторов - Сбербанке.

В группе СОК вчера заявили "Ъ", что "все действия по "ИжАвто" согласовали с госкорпорацией "Ростехнологии"". В госкорпорации от комментариев отказались. Подконтрольный "Ростехнологиям" АвтоВАЗ вел переговоры о возможной покупке "ИжАвто" у группы СОК, но отказался от сделки. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин в беседе с "Ъ" вчера подчеркнул, что завод вышел из переговоров с СОК еще до того, как она "закольцевала" структуру собственности "ИжАвто". Один из акционеров АвтоВАЗа также утверждает, что завод не просил группу создавать перекрестную структуру собственности на "ИжАвто". Он напомнил, что "Тройка Диалог", наоборот, потратила больше года на то, чтобы ликвидировать подобную структуру собственности на самом АвтоВАЗе (теперь инвесткомпания владеет блокпакетом завода).

Кредиторы "ИжАвто" не только не пытались оспорить сделку в суде, но и не выступают против нее публично. Мобильный телефон представителя Сбербанка Ирины Кибиной вчера не отвечал, но ранее она говорила "Ъ", что в банке "с пониманием" относятся к происходящему на "ИжАвто". В "Уралсибе" и "АК Барсе" (входят в состав кредиторов) вчера от комментариев отказались.

Счетная палата имеет право проверки тех предприятий, совладельцем которых является государство либо которые используют бюджетные средства или какие-либо преференции государства, например налоговые или таможенные льготы, поясняет адвокат бюро "Николаев и партнеры" Дмитрий Удальцов. Завод "ИжАвто" собирал корейские автомобили Kia (сейчас их выпуск остановлен) в режиме промсборки (режим дает право практически беспошлинного импорт автокомпонентов), поэтому начать проверку "ИжАвто" Счетная палата имеет полное право. "Это обычная практика, когда Счетная палата сначала инициирует проверку, а затем привлекает Генпрокуратуру для придания проверке особого статуса",- отмечает адвокат.

Был ли на самом деле вывод активов из "ИжАвто", пока определить невозможно, говорить Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Самая свежая отчетность завода - за третий квартал 2008 года, и, согласно документу, стоимость активов ОАО составляет 17,3 млрд руб. С начала 2008 года они снизились незначительно (на 200 млн руб), в основном за счет сокращения дебиторской задолженности и запасов, но эти данные все равно не показательны, поскольку сделка по продаже контрольного пакета "ИжАвто" прошла в начале 2009 года, говорит господин Пак. Он сомневается, что СОК "закольцевала" структуру собственности "ИжАвто" по просьбе АвтоВАЗа и "Ростехнологий". Скорее всего, за счет продажи СОК дистанцировалась от проблемного актива и подготовила его к банкротству, считает аналитик.

Дмитрий Беликов

Декабрь 2005 года в Тольятти 
выдался теплым, 22-го южный ветер нагнал густые, низкие облака. В этот серый день несколько десятков омоновцев захватили АвтоВАЗ — на каждом из 24 этажей высотки заводоуправления было по бойцу, на всех проходных рабочих обыскивали металлоискателями. Накануне ночью в Самаре и Тольятти были задержаны руководители местных силовых ведомств.

Декабрьское вооруженное собрание акционеров, как назвали его сотрудники завода, стало поворотной точкой в истории АвтоВАЗа. Фактически контролировавшую завод группу «СОК» Юрия Качмазова оттеснили менеджеры путинского призыва из «Ростехнологий».

Качмазов — владелец региональной бизнес-империи с выручкой $2 млрд, участник «Золотой сотни» Forbes — потерял все и бежал в Объединенные Арабские Эмираты. Он отказался от интервью для этой статьи, заметив при этом, что постарается никогда не возвращаться в Россию. Как бизнесмену сложной судьбы удалось подмять под себя флагманское предприятие советского и российского автопрома?

Рыночные 
преобразования

В конце 1980-х под Самарой рядом с железнодорожной станцией Энергетик возник стихийный рынок. Продавали все: одежду, бытовую технику, запчасти к «жигулям». Тут же крутились мелкие местные бандиты. Качмазов, бывший студент самарского Политеха, отслуживший в десантных войсках, пришел сюда в поисках заработка. Поначалу он оказался в бригаде наперсточников: катая шарик, предлагал зевакам угадать, под каким из трех стаканов тот находится.

На «Энергетике», как рассказали Forbes несколько очевидцев тех событий, Качмазов сколотил костяк будущей группы «СОК».

В начале 1990-х баснословную прибыль приносила перепродажа новых автомобилей. Неудивительно, что Качмазов и его бригада быстро переориентировались на этот нехитрый бизнес. «Продавая в день 10 автомобилей, ты мог заработать еще на три», — вспоминает руководитель холдинга RBE Андрей Шокин, который торговал в то время с Качмазовым на соседних площадках в Самаре, на улице Антонова-Овсеенко. «На первых порах Качмазов был скромным автодилером, таких было около 500. Приезжал в Тольятти, забирал партию машин и вез в Самару продавать», — вспоминает тольяттинский предприниматель. Тогда о дилерских центрах никто и не думал. Площадка с машинами была огорожена проволочным забором. Деньги считали в деревянных будках сторожей. Впрочем, довольно быстро Качмазов накопил капитал, чтобы открыть свой первый автосалон, и не где-нибудь, а на Самарском ипподроме в центре города. В середине 1990-х бега здесь уже не проводили, ипподром стал одним из стихийных рынков, где можно было купить и автомобили. Офис Качмазова располагался в небольшой комнате в административном здании, а машины продавались с круга, где когда-то бегали лошади. Бетонная арка в форме лошадиной подковы, символ ипподрома, стала частью логотипа созданной в 1994 году компании «СОК» — на счастье. Это был первый серьезный успех.

Примерно тогда же Качмазов познакомился с Анваром Абдуразаковым, которого «Самарское обозрение» именует «авторитетным предпринимателем». Анвар свел его с одним из тольяттинских королей преступного мира Владимиром Вдовиным по кличке Напарник. Сейчас никто толком и не помнит, как появилось название «СОК» и что оно означает, то ли «Самарский объединенный капитал» (общак группировки Качмазова и Напарника), то ли «Спорт, Образование, Культура» — именно такая расшифровка нравилась самому Качмазову.

История криминальных войн за контроль над сбытом АвтоВАЗа изобилует поворотами; много было и убийств, жертвами которых становились бандиты, силовики, сотрудники завода и журналисты. «В бандитских разборках и войнах за завод в Тольятти погибло более 500 человек. Подтверждение тому — целая аллея на местном кладбище», — рассказывает гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. (Он передал свои комментарии для этой статьи через пресс-секретаря.) Если вкратце, то после 1992 года контроль над половиной отгружаемых с завода автомобилей отошел, по сведениям журналистов «Коммерсантъ — Среднее Поволжье», волговской преступной группировке. Когда в конце 1992 года ее главаря Александра Маслова убили, группировка распалась. Одним осколком руководил Дмитрий Рузляев (кличка Дима Большой), а вторым — Вдовин, знакомый Качмазова.

Машину Рузляева в 1998 году изрешетили пулями из автоматов, а в 2003 году оставшихся в живых членов банды судили. В итоге группировка Вдовина стала контролировать большую часть отгрузки машин с завода. Но этому предшествовала целая череда событий с участием Качмазова и его команды.

Согласно установленным квотам

Появление криминальных группировок на АвтоВАЗе, возможно, спровоцировало само руководство завода. К началу 1990-х разрушилась советская система продажи автомобилей через спецавтоцентры, которые не смогли работать с заводом на условиях предоплаты. В 1991 году завод собрал 678 000 «жигулей». Кому продавать машины? Расплачиваться наличными без проволочек были готовы только криминальные группировки. И новая система сбыта была создана, что называется, с ходу.

Все выпускаемые машины распределялись между заместителями генерального директора АвтоВАЗа, рассказывает Юрий Целиков, работавший в середине 1990-х директором тольяттинского автоцентра, принадлежавшего напрямую заводу. «Замов было одиннадцать, и у каждого из них — своя квота на реализацию автомобилей», — вспоминает Целиков. Топ-менеджеры завода передавали «свои» автомобили руководителям созданных вокруг завода компаний, которые в большинстве контролировались криминальными группировками. На лобовое стекло автомобиля, только что сошедшего с конвейера, наклеивали букву, например «Н» или «Ш». Она означала, чьей группировке — Напарника (Владимира Вдовина) или, например, Шамиля (по данным самарских СМИ, Шамиль Даниулов — главарь татарской преступной группировки) отгружаются на реализацию машины. Площадка автозавода была поделена на «клетки», на каждой из них стояли машины, закрепленные за группировками и их фирмами.

Представители фирм собирали заявки от перекупщиков и отгружали им машины. За каждый автомобиль брали сверху $50, вспоминает один из тогдашних перекупщиков. Бандиты выполняли функцию дилерских центров и службы маркетинга. Они могли заказать руководству завода партию машин определенного цвета и улучшенной комплектации.

«Заказывали модный тогда цвет «мокрый асфальт», — вспоминает Владимир Каданников, бывший гендиректор АвтоВАЗа, а сейчас председатель совета директоров тольяттинского Национального торгового банка. (Этот банк в 2011 году купил национализированный в кризис 2008 года банк «Глобэкс». И Каданников, продавший свой 70%-ный пакет, занимает теперь просторный, обставленный массивной мебелью кабинет на четвертом этаже центрального офиса «Глобэкса».)

Постепенно отношения с руководством АвтоВАЗа стал налаживать и Качмазов. «Его человек, Рустем Шиянов, ставший впоследствии вице-президентом «СОКа», терся около Владимира Нестерова, заместителя Каданникова по безопасности, а Юрий Амелин общался с отделом сбыта», — рассказывает один из свидетелей тех событий. Каданников называет Качмазова толковым, волевым бизнесменом, но о сути происходившего на заводе говорить не хочет.

Число бандитских группировок вокруг завода доходило до двух десятков. Перестрелки случались прямо у проходных. Так долго продолжаться не могло. Каданников написал более 200 писем в Генпрокуратуру и МВД с просьбой защитить предприятие, но помощи не дождался. Поэтому в появлении одной мощной силы были заинтересованы все: руководство завода, Качмазов и силовики.

К концу 1990-х в Тольятти происходило то же, что и по всей стране, — сращивание криминалитета с правоохранительными органами, которые вновь становились реальной силой, предлагая услуги по «крышеванию» бизнеса, пишет в своей книге «Силовое предпринимательство в России» декан факультета политических наук и социологии Европейского университета Вадим Волков.

Покровителями «СОКа» местные СМИ называли экс-руководителя ФСБ по Самарской области генерал-лейтенанта Владимира Большакова (после отставки стал почетным вице-президентом группы «СОК») и начальника областного управления Налоговой полиции генерала Евгения Григорьева, сын которого работал в группе «СОК».

Мощный союз Качмазова, правоохранительных органов и руководства АвтоВАЗа давал им возможность начать войну с криминальными конкурентами. Квоты для них были снижены. Серьезные проблемы решали бойцы Напарника. «В 1998 году застрели Диму Большого. Все сильно боялись», — вспоминает тольяттинский бизнесмен. Несколько месяцев ситуация была очень напряженная, говорят участники событий. Качмазов и его люди ходили с охраной из 40 автоматчиков, меняли машины и квартиры.

В 1998 году Межведомственная группа МВД, куда входили представители ГУБОПа, налоговой полиции, налоговой инспекции и бойцы московского СОБРа, провела на заводе операцию «Циклон» с целью очистить АвтоВАЗ от бандитов. Конкурентов стало меньше.

Важные детали

После того как группе «СОК» увеличили квоту на реализацию автомобилей, деньги к Качмазову потекли рекой. Но в отличие, например, от металлотрейдеров, прибравших в 1990-е к рукам металлургические заводы, стать акционером АвтоВАЗа группа «СОК» не смогла. В начале 1993 года по распоряжению Госкомимущества производственное объединение АвтоВАЗ было преобразовано в акционерное общество. Правление распорядилось передать 50% акций трудовому коллективу, еще 27,5% было продано на чековом аукционе, а 22,5% — на инвестконкурсе. Часть этих акций купили созданные самим АвтоВАЗом при участии Бориса Березовского фирмы AVVA и ЗАО «ЦО АФК». Впрочем, у группы «СОК», по сведениям «Ростехнологий», было несколько процентов акций АвтоВАЗа.

«Бартерная схема расчетов позволяла контролировать поставщиков. «СОК» мог искусственно создавать положение вне игры», — говорит Целиков. К 2004 году «СОК» взял под опеку 21 крупное предприятие («Димитровградский автоагрегатный завод», «Скопинский автоагрегатный завод» и пр.) — а это почти половина поставок комплектующих на АвтоВАЗ. На многих предприятиях группа поставила своих коммерческих директоров, директоров по сбыту, главных бухгалтеров. Несколько заводов не только фактически, но и формально перешло в собственность структур «СОКа», например «Автосвет» и «ОСВАР» (выпуск фар и фонарей) и «Мотор-Супер» (воздушные фильтры, детали двигателя).

С конца 1990-х «СОК» сам стремительно превращался в крупного автопроизводителя. В 1998 году команда Качмазова организовала на базе завода «Луч» производство автомобилей, в основном старых заднеприводных моделей ВАЗа, до 100 000 штук в год. Спрос на машины тогда превышал возможности тольяттинского гиганта. В 2000 году правительство Удмуртии передало в собственность «СОКу» 76% акций находившегося в кризисе завода «ИжАвто». «СОК» погасил долги завода (около 1 млрд рублей) и выплатил зарплату рабочим за 14 месяцев. Качмазов выходил на новый уровень: при поддержке министра промышленности Ильи Клебанова удалось договориться об организации на «ИжАвто» автосборочного производства марки KIA в России. Клебанов не стал давать комментарии для этой статьи.

В Самаре Качмазов был уже олигархом местного масштаба, контролировавшим разношерстный бизнес от строительства и установки окон до развлекательных центров и производства минеральной воды. В 2002 году выручка основных дивизионов группы (автосборка, автокомпоненты и строительство), по оценке Михаила Пака из компании «Атон», составила 28,4 млрд рублей, чистая прибыль — 676 млн рублей. Почти половину прибыли приносили поставки автокомпонентов на АвтоВАЗ.

В группе Качмазов ввел военную иерархию и установил железную дисциплину, вспоминают его бывшие менеджеры. На всех предприятиях управленцы «СОКа» первым делом меняли охрану. Воров и пьяниц жестко наказывали. Быть изгнанным из «СОКа» никому не хотелось: зарплата на всех предприятиях группы была как минимум вдвое выше средней в области. Руководитель среднего звена в Самаре в 1999 году получал 10 000 рублей, а средняя зарплата в городе тогда была 1500 рублей. Топ-менеджеры в 2000 году получали $1500-2000 — по меркам Самары огромные деньги. При этом Качмазов нанимал в компании группы «СОК» молодых управленцев, которые пытались внедрить на заводах технологию компании Toyota «точно в срок» — сократить время нахождения продукции на промежуточных складах.

Группа «СОК» даже создала фирменный стиль и выпустила сувенирную продукцию со своим логотипом. Сайт компании разрабатывала студия Артемия Лебедева. Не забывали и о социальной ответственности. На всех крупных предприятиях Качмазов распорядился сделать бесплатную столовую и спортзал. Он и сам постоянно обедал в общей столовой в главном самарском офисе «СОКа» на улице Мичурина. Тогда же начал увлекаться йогой, ездил практиковаться в Индию и открыл в местном кинотеатре «Современник» магазин эзотерической литературы, рассказывает о шефе бывший вице-президент группы.

Что конкуренты? 25 сентября 2002 года киллер расстрелял из гранатомета «Муха» джип Toyota Land Сruiser Юрия Гашимова, владельца холдинга одного из крупнейших самарских автодилеров «Самарские автомобили». Бизнесмен умер на месте. А через несколько дней половина компании Гашимова была продана группе «СОК». В Следственном комитете Самарской области сообщили, что в рамках этого дела руководители «СОКа» к ответственности не привлекались.

К 2003 году через дилерские центры «СОКа» продавалось около 15% выпускаемых заводом автомобилей (около 100 000 штук), говорит Целиков. Менеджеры «СОКа» сумели выстроить прозрачную дилерскую сеть — одноуровневую систему продаж с едиными стандартами для салонов.

Группа выбила себе на АвтоВАЗе льготные условия сотрудничества. Так, в 2004 году АвтоВАЗ обязался закупать определенный объем продукции только на заводах «СОКа». Тогда же был заключен договор о продаже запчастей на вторичном рынке исключительно через принадлежавший «СОКу» торговый дом «Соло». За разрыв эксклюзивного контракта завод должен был заплатить огромный штраф — 14 млрд рублей. Сотрудничество принесло определенную пользу и АвтоВАЗу: выросло качество комплектующих, на заводе стали меньше воровать.

При сотрудничестве с «СОКом» АвтоВАЗ продавал по 700 000 машин в год. Чистая прибыль завода в 2003 году составила 3 млрд рублей, в 2004-м — 4,5 млрд рублей.

Большие 
неприятности

2005 год должен был стать для Качмазова звездным. Он вплотную подобрался к мечте — стать одним из хозяев АвтоВАЗа. Его менеджеры с одобрения руководства завода должны были войти в совет директоров. При закольцованной структуре акционерного капитала (66% акций завода принадлежало его же дочерним компаниям) руководители предприятия были его фактическими собственниками. А своих людей — Юрия Амелина, Сергея Шабанова и Александра Наметкина — «СОК» направил на завод еще в 2000 году, и к 2003 году они заняли ключевые должности, взяв под контроль поставку запчастей и сбыт автомобилей.

План тихой смены власти на заводе сорвал вице-президент АвтоВАЗа Михаил Москалев, который опасался, что люди Качмазова его уволят. Сейчас он работает директором спорткомплекса «Олимпийский» в Москве, а летом 2005 года Москалев срочно прилетел в столицу и через посредников донес до чиновников намерения Качмазова. Каданникова тут же вызвали на разговор в администрацию президента, и вскоре он уволился. «Скажем так: я ушел практически добровольно», — неохотно вспоминает бывший гендиректор АвтоВАЗа. По одной из версий, Каданников сам просил Кремль избавить его от криминала, по другой — сдался под прессингом руководства страны.

И вместо «СОКа» владельцем АвтоВАЗа стала госкорпорация «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Команду разобраться с бандитами давал лично Путин, рассказывает источник в госкорпорации. Время было подходящее — после «дела ЮКОСа» передел собственности принял большие масштабы, а самым жестоким и опасным рейдером стало государство, отмечается в исследовании «Центра политических технологий». В конце 2005 года, по данным «Тройки Диалог», государству принадлежал только 1% акций завода. И Качмазов представить себе не мог, что госкомпания будет действовать его же методами. «Борьба шла с бандитами, хозяйничавшими не только на заводе, но и в регионе. Мнение о рейдерском захвате предприятия является надуманным», — возражает Чемезов.

Силовая операция прошла идеально. Ранним декабрьским утром в город прибыли несколько сотен омоновцев из других областей. «У нас не было времени выяснять, кто и как связан с криминалитетом, поэтому использовались силы МВД из других регионов», — рассказывает гендиректор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов. После этого была заменена охрана на АвтоВАЗе. «Их спрашивали: вы против кого тут собираетесь воевать?» — вспоминает Каданников. Омоновцы и сами не знали. Город сдался без боя, отмечает Юрий Целиков, который был очевидцем этих событий.

Руководителям дочерних компаний — держателей пакетов акций автогиганта — было указано проголосовать за вхождение в совет директоров АвтоВАЗа шести представителей государства. Среди них были глава Роспрома Борис Алешин, заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» (сейчас «Ростехнологии») Владимир Артяков и директор департамента этой компании Игорь Есиповский. «Почти все мои вице-президенты написали заявления об отставке», — рассказывает Каданников.

«СОК» — это была раковая опухоль региона, которую надо было удалить», — полагает сотрудник «Ростехнологий». Чемезов рассказывает, что бандиты не собирались сдаваться без боя: они проводили тренировки мотоциклистов, которые должны были установить на крышах служебных машин «москвичей» магнитные бомбы. Именно поэтому были закуплены бронированные автомобили для новых руководителей завода.

Государство мгновенно выкинуло «СОК» с АвтоВАЗа. На менеджеров группы, работавших на заводе, были заведены уголовные дела, в ее офисах прошли обыски. После того как все сотрудники «СОКа», работавшие на АвтоВАЗе, в один день написали заявление «по собственному желанию», уголовные дела были закрыты. А привлеченная государством в качестве подрядчика инвесткомпания «Тройка Диалог» занялась приведением в порядок структуры акционерного капитала: «дочки» АвтоВАЗа были присоединены к заводу и ликвидированы, принадлежащие им акции материнской компании погашены. «Перекрестное владение акциями АвтоВАЗа делало завод слишком зависимым от конкретных менеджеров. Это понижало инвестиционную привлекательность АвтоВАЗа как с точки зрения предоставления предприятию долгового финансирования, так и с точки зрения вхождения стратегического инвестора в капитал компании... Никакой частный инвестор не решил бы эти проблемы», — считает Чемезов. На выкуп пакетов акций «дочек» у миноритариев было потрачено около $270 млн. Причем 10% акций завода были выкуплены у Бориса Березовского.

До 2005 года Качмазов был серым кардиналом и одной из главных фигур в Самарской области. В одночасье все рухнуло. Ему жестко указали на место, вынуждая играть по навязанным правилам. Без уплаты штрафных санкций был расторгнут договор между АвтоВАЗом и торговым домом «Соло» на эксклюзивную поставку запчастей на вторичный рынок. Через несколько дней АвтоВАЗ разорвал (также без уплаты штрафных санкций) договор, который фиксировал объем закупок автокомпонентов у предприятий «СОКа».

Побег

Качмазов, обладавший феноменальным чутьем, так и не понял, что на завод пришла сила, которая его сомнет. К тому же он начал совершать ошибки и опаздывать с принятием решений. В 2006 году он ввязался в войну с мэром Самары Георгием Лиманским. На его место Качмазов хотел посадить своего человека, вице-президента «СОКа» Виталия Ильина. Не вышло. В 2007 году Качмазов получил «черную метку»: на первом же заседании только что избранной Губернской думы в присутствии губернатора и прокурора области депутат Дмитрий Сивиркин заявил, что Качмазов угрожал ему убийством.

Ситуация обострялась. В начале 2008 года «СОК» вынужден был начать переговоры о продаже АвтоВАЗу завода «ИжАвто». «ИжАвто» рассматривался нами только в тесной интеграции с АвтоВАЗом», — говорит бывший топ-менеджер группы. Сначала стороны вроде бы договорились, завод был оценен в $480 млн. Вскоре разразился экономический кризис, и, вместо того чтобы согласиться продать «ИжАвто» уже за $350 млн, Качмазов вдруг прервал переговоры.

Весной 2009 года «ИжАвто» остановил конвейер — стоимость машинокомплектов, поставляемых корейской KIA, выросла вместе с курсом доллара на 30%. По итогам 2008 года завод получил убыток почти в 1 млрд рублей. 5000 сотрудников завода были отправлены в вынужденные отпуска. В Ижевске, где 5% трудоспособного населения трудится на «ИжАвто», это грозило социальным взрывом. Завод обратился за финансовой помощью к правительству, попросил 2 млрд рублей. Но тут вмешался АвтоВАЗ, сделавший заявление, что уже почти купил «ИжАвто» и самостоятельно решит все проблемы.

Качмазов, опасаясь, что вообще лишится «ИжАвто», стремительно провел сомнительную сделку. Он передал компаниям бывшего гендиректора завода Михаила Добындо 75% акций предприятия, забрал с «ИжАвто» автомобили стоимостью 6,7 млрд рублей и продал их через свои салоны. Планировалось, что Добындо должен был отдать акции «ИжАвто» АвтоВАЗу, но завод отказался заключить сделку на таких условиях. Оставшись без самых ликвидных активов, «ИжАвто» подал заявление о банкротстве. А основной кредитор — Сбербанк — подал заявление в прокуратуру на топ-менеджеров «СОКа», обвинив их в преднамеренном банкротстве предприятия.

«Группа «СОК» на «ИжАвто» просто вывела активы мошенническим способом, бросили 5500 человек и выбросили акции. Конечно же, мы не простим этих людей, будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности», — сказал в 2009 году президент Сбербанка Герман Греф. Топ-менеджеры группы — Качмазов, Андрей Фролов и Амелин были объявлены в федеральный розыск. Точка невозврата была пройдена.

После прихода на АвтоВАЗ «Ростехнологий» «СОК» был обречен. И дело не только в амбициях Качмазова. Была сомнительной сама модель бизнеса, завязанного на одного потребителя. В истории уже случалось нечто подобное, говорит Роберт Шаус, партнер Bain & Company Russia. Компания Delphi, производившая автокомпоненты преимущественно для General Motors, в 2005 году обанкротилась и была распродана по частям.

Именно это произошло с «СОКом». «В 2009 году поздно было думать о переориентации бизнеса. Была одна стратегия: продать хоть что-то за какие-нибудь деньги», — рассказывает бывший менеджер группы. Автокомпонентный бизнес купил подконтрольный «Ростехнологиям» холдинг «Объединенные автомобильные технологии». Сумма сделки могла составить около $40-60 млн, предполагает Михаил Пак из «Атона». Часть строительных активов «СОКа» досталась Аркадию и Борису Ротенбергам.

Что с АвтоВАЗом? В кризис 2008-2009 годов задолженность предприятия перед поставщиками выросла до 33 млрд рублей, и правительству пришлось выделить 25 млрд рублей для спасения автогиганта. В августе 2009 года завод остановил конвейер. После этого президент АвтоВАЗа Борис Алешин покинул свой пост и ему на смену пришел советник гендиректора «Ростехнологий» Игорь Комаров. Он взялся реализовывать антикризисную программу, в основу которой было положено сокращение издержек, в частности, затрат на персонал. В сентябре 2009-го завод объявил о поэтапном сокращении 27 600 сотрудников.

В 2010 году продажи автомобилей выросли с 350 000 до 550 000 штук. Этому способствовала программа утилизации старых машин, которая позволяла покупателю «жигулей» получить скидку на новый автомобиль в размере 50 000 рублей. В 2011 году завод реализовал 578 000 машин, выручка составила 174 млрд рублей (рост на 27,6%), а прибыль — 3,1 млрд рублей (рост на 25,6%).

Партнером «Ростехнологий» еще в 2008 году стал альянс Renault-Nissan, купивший за $1 млрд 25% акций. В начале мая 2012 года было объявлено, что Renault-Nissan станет владельцем контрольного пакета АвтоВАЗа через совместное предприятие, где у Renault-Nissan будет 67% акций, у «Ростехнологий» — 33%. «Автомобили, произведенные в альянсе с Renault-Nissan, к 2016 году могут занять до 40% российского рынка (1,6 млн автомобилей в год)», — прогнозирует Чемезов. В 2011 году их доля составляла от 31% до 33%.

Гигант российского автопрома практически стал частью международного альянса. В руках предпринимателей, начинавших бизнес на самарском рынке «Энергетик», он остаться и не мог.

Находящийся в бегах глава самарской группы «СОК» Юрия Качмазова наконец-то арестован. Правда, пока заочно. Решение об аресте Юрия Качмазова вынес накануне Тверской районный суд Москвы. Руководство СОКа обвиняется в организации преднамеренного банкротства завода «ИжАвто». Об этом скандале сообщает корреспондент The Moscow Post.

Накануне Тверской районный суд удовлетворил ходатайство следственного комитета при МВД РФ (СК при МВД) о заочном аресте основного владельца самарской группы «СОК» Юрия Качмазова. Вместе с ним заочно арестованы два топ-менеджера «Ижавто» - Андрей Фролов и Юрий Амелин. Все они обвиняются в «преднамеренном банкротстве» (ст. 196 УК РФ) завода «ИжАвто», который был подконтролен этой группе компаний до апреля 2009 года.

Как выяснилось, все это время руководство группы СОК занималось выводом активов с «Ижавто». В итоге, когда Качмазов понял, что дальше «доить» завод бессмысленно, так как активы оказались исчерпанными, он решил обанкротить «Ижавто».

Это нанесло серьезный удар по интересам основного кредитора завода - Сбербанка. В итоге банк обратился в прокуратуру с просьбой возбудить в отношении руководства «СОКа» и «Ижавто» уголовное дело.

Конкретно Качмазова и его коллег обвиняют в том, что они в 2008-2009 гг. вывели с завода активы на сумму 6,7 млрд руб.

Этим поступком руководство «СОКа» причинило большой урон федеральному бюджету, так как более 5 млрд из 13 млрд руб., которые задолжало «Ижавто», теперь будут оплачены деньгами налогоплательщиков.

А 2,5 млрд руб. выданных заводу кредитов Сбербанк уже списал как безнадежные.

В общем, по этому делу обвиняемыми числятся собственник группы «СОК» Юрий Качмазов, президент «СОКа» Андрей Фролов, первый вице-президент Юрий Амелин, бывший гендиректор и директор по экономике и финансам «Ижавто» Михаил Добындо и Евгений Страхов.

Причем, все обвиняемые, за исключением Михаила Добындо, уже скрылись за рубежом.

Следствие располагает информацией, что Качмазов сбежал в ОАЭ, Добындо, который настаивает на своей невиновности, остался в России и продолжает работать в госструктурах.

Кстати, до марта 2011 года Михаил Добындо являлся председателем правления подконтрольного ГК «Ростехнологии» ОАО «Объединенные автомобильные технологии».

Затем он перешел на руководящий пост в дилерском холдинге ОАО «Лада-Сервис» (дочерняя компания ОАО «АвтоВАЗ»).

Поговаривают, что Михаила Добындо защищает лично глава Ростехнологий Сергей Чемезов, так что ему вряд ли что-то угрожает.

Зато Качмазову в полной мере придется ответить за свои махинации.

Сами хищения происходили в 2008-2009 годах на фоне того, как «СОК» договаривался с АвтоВАЗом о продаже ему «Ижавто».

В 2009 году «СОК» расстался с «Ижавто», а завод – со своими активами. Изначально 25% акций «Ижавто» были проданы «дочке» этой компании - «Иж-комплект». А еще по 25% отошло фирмам «Норэкс» и «Гросс». Их учредителями были никто иные, как директор по качеству «Ижавто» Александр Евдокимов и заместитель главного инженера «Ижавто» Владимир Непрокин. Затем 99,9% акций этих фирм «уплыли» в кипрские оффшоры.

Сумма сделки составила около $200 млн.

Самое интересное заключалось в том, что покупатели рассчитывались не деньгами, а автомобилями, которые выпускал завод.

Таким образом, завод продавал акции своим менеджерам, а те расплачивались за них продукцией самого завода. Пока активы незаметно «убегали», долги завода многократно увеличивались…

В итоге произошло преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ).

Еще до возбуждения уголовного дела (в сентябре 2010 года) Качмазов и Фролов, опасаясь скорого ареста, переехали жить в Объединенные Арабские Эмираты.

Кстати, тот факт, что Качмазов и его партнеры по бизнесу оказались обыкновенными мошенниками не удивителен. Ведь в Самаре группу СОК давно считают «преступной бандой».

Так The Moscow Post уже неоднократно писал о преступлениях Юрия Качмазова и его подельников.

Не секрет, что в своей работе представители «СОКа» всегда использовали сугубо бандитские методы.

К примеру, когда «СОК» неудачно пытался захватить контроль над ОАО «ЗиТ», был убит один из руководителей конкурирующей компании «Тадем» Олег Новиков. Во время корпоративного конфликта «СОКа» и ТД «Бонус» было совершено нападение на гендиректора фирмы Сергея Голякова. Так же, по слухам, именно представители «СОКа» угрожали акционерам ОАО «Барнаултрансмаш» и ОАО «Волгокабель». Кроме этого структуры, аффелированные к «СОКу», успешно скупили ЗАО «Самарские автомобили», после того, как руководитель фирмы Сергей Гашимов был убит.

Отдельная эпопея была с захватом «АвтоВАЗа». Во-первых, были массовые убийства членов конкурирующих ОПГ. Во-вторых, были угрозы в адрес руководства ОАО «АвтоВАЗтранс» во время установления контроля над перевозками и т.д.

А после корпоративного конфликта «СОКа» и страховой компании «Инвестфлот», на жизнь владельцев фирмы-конкурента было совершено покушение. Из-за этого против топ-менеджера группы «СОК» Игоря Ежова было возбуждено уголовное дело по обвинению в угрозе убийством.

Логично, чтобы «СОК» окончательно выдавить с «АвтоВАЗа», властям пришлось перебросить в область бойцов ОМОНа из тех регионов, где не присутствовали бы экономические интересы «СОКа».

Проиграв «АвтоВАЗ» в первом раунде, господин Качмазов решил взять реванш во втором.

Для этого он поддержал на выборах мэра Самары кандидата от «Справедливой России» Виктора Тархова (сейчас Тархов уже не мэр – прим.ред.)

Тот оказался весьма «порядочным» человеком и в благодарность за поддержку отдал представителям «СОКа» ряд важных городских должностей. К примеру, зам. главы города по имуществу стал глава ООО «Консул Ltd» и аудитор группы «СОК» Виктор Абрамов. Руководителем департамента транспорта стал управляющий ЗАО «СОК-транс» Дмитрий Тверецкий. Помощник вице-президента группы «СОК» Виталия Ильина, Валерий Выровцев стал главой Кировского района. Сотрудник группы «СОК» Валерий Ламанов стал управлять Красноглинским районом.

Кстати, Тархов оказался большим любителем оппозиции. Так теперь уже бывший мэр Самары являлся единственным в России представителем власти, который официально принимал у себя Гарри Каспарова. Кроме того, Тархов – единственный мэр, который разрешил провести в своем городе «Марш несогласных». Но более всего господин Тархов тяготел к структурам Юрия Качмазова…

Таким образом, Самара еще недавно была во власти «СОКа». А ведь за время покорения Самары новые хозяева города использовали проверенные инструменты 90-х.

В частности, было совершено покушение на главу группы «Самарский деловой мир» Алексея Шаповалова, он получил тяжелое ранение. Был расстрелян руководитель ЗАО «Итера-Самара» Игорь Самойленко. Получил тяжелое ранение генеральный директора ЗАО «Экспо-Волга» Андрей Левитан. Так же было совершено покушение на генерального директора ООО «Медиа-Самара» Дмитрия Сурьянинова, управляющего рядом изданий. Все эти преступления не раскрыты, но в каждом из них есть след группы «СОК».

После «самарской битвы» «СОК» переключился на Тольятти. Так в конце 2006 г. приближенные к руководству группы «СОК» сотрудники ООО «Новая земля» оформили на себя крупные земельные участки в Ставропольском районе. В том числе ту землю, на которой находится часть производственных цехов ОАО «АвтоВАЗ». Как только информация стала достоянием гласности, генеральный директор ООО «Новая земля» и руководитель спортивного клуба «Крылья Советов - СОК» Юрий Коноплев внезапно умер от сердечного приступа.

Незадолго до покупки структурой группы «СОК» земли в Тольятти были убиты главный архитектор города Валерий Лопатин, один из его заместителей и заместитель главы Ставропольского района.

На данный момент Юрия Качмазова уже заочно арестовали. Теперь весь вопрос заключается в том, когда Объединенные Арабские Эмираты выдадут Качмазова России, и его арест перерастет в «очную форму»…

Как сообщила «ВК» 26 апреля, Тверской районный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета МВД принял решение о заключении под стражу главы группы компаний «СОК» Юрия Качмазова и двух ее топ-менеджеров. Заочный арест руководителей до недавнего времени крупнейшего холдинга губернии вызвал в регионе большой резонанс. Впрочем, комментируя этот факт, эксперты напоминают, что группа компаний уже фактически прекратила свое существование в прежнем качестве.

Долгое разбирательство
«Дело Качмазова» продолжает развиваться по стандартному и, увы, зачастую нерезультативному сценарию. За выдвижением обвинений топ-менеджерам «СОКа» последовало их объявление в розыск внутри России, а теперь - международный розыск и заочное заключение под стражу. Столичный суд в понедельник выдал разрешение на арест Юрия Качмазова, Андрея Фролова и Юрия Амелина. Однако осуществить задержание обвиняемых будет непросто: их местонахождение следствию неизвестно. По предположениям различных СМИ, владелец группы «СОК» может сейчас находиться в Лондоне или в Арабских Эмиратах, хотя его семья, согласно тем же источникам, остается в Самаре. Как показывает практика сходных дел (например, менеджеров «Волготанкера»), в подобных обстоятельствах следствию бывает сложно добиться экстрадиции обвиняемых на родину.
Напомним, что руководителей «СОКа» обвиняют в преднамеренном банкротстве Ижевского автомобильного завода. Арбитражный суд Удмуртии в 2009 году признал несостоятельность ОАО «ИжАвто» и ввел на автозаводе процедуру наблюдения. При этом были уволены около пяти тысяч работников предприятия.
В том же году Сбербанк РФ, который является держателем 8,25 млрд руб. из общего долга завода в 11,3 млрд руб., направил в Генпрокуратуру заявление о противозаконных действиях руководства компании «ИжАвто». Была организована проверка, которая выявила признаки преступлений при выводе активов ОАО. И 10 сентября 2009 г. в Ижевске было возбуждено уголовное дело по статье 196 УК РФ, но конкретные обвиняемые появились значительно позже.
Сегодня следствие называет доказанную сумму ущерба, причиненного акционерам и кредиторам ОАО«ИЖ-Авто», в размере 6,7 млрд рублей.
Подъем на олимп
Империя Юрия Качмазова ведет историю с 1994 года, когда группа «СОК» начинала свой бизнес с торговли автомобилями Lada. Впоследствии группа вышла на рынки коммерческой недвижимости, машиностроения, автокомпонентного производства, дорожного строительства и т.д.
Ключевым моментом для «СОКа» стало сотрудничество с «АвтоВАЗом». Занимаясь реализацией машин, группа Качмазова постепенно проникла в структуры управления заводом. И к середине 2000-х годов «соковцы» практически полностью контролировали сбыт тольяттинского автогиганта. К тому же холдинг подчинил себе десятки предприятий-поставщиков ВАЗа.
Затем группа открыла новое направление - выпуск автомобилей. В Сызрани на заводе «РосЛада» была запущена сборка вазовской «классики», а затем «девяток». В числе прочих автомобильных активов «СОКу» удалось заполучить удмуртский завод «ИжАвто».
Закат империи
Закат империи Юрия Качмазова начался в 2005 году, когда на «АвтоВАЗе» сменилась власть. Тогдашний председатель совета директоров автогиганта Владимир Каданников ушел в отставку, на смену ему пришла команда управленцев из «Рособоронэкспорта» (позднее - ГК «Ростехнологии»), которая начала масштабную «зачистку» города и завода от криминальных элементов.
«СОК» максимально быстро и жестко отодвинули от всех рычагов управления на ВАЗе. Топ-менеджеры завода, подконтрольные Качмазову, покинули вазовскую высотку. Поставки машинокомплектов на «РосЛаду» прекратились. Часть контрактов на поставки комплектующих с компаниями «СОКа» были расторгнуты. В результате за два-три года группа растеряла практически все автокомпонентные активы. Последним был завод «ИжАвто», однако и он потерял всякий смысл вне привязки к ВАЗу. Уже в 2005 году Качмазов попытался продать предприятие новым хозяевам тольяттинского автогиганта. Переговоры о продаже «ИжАвто» шли несколько лет, но так и не закончились сделкой. Теперь, кстати, удмуртский завод все же достанется тольяттинскому заводу. Только продаст его уже не «СОК», а Сбербанк, которому «ИжАвто» достался за долги.
В 2008 году финансовые показатели ижевского предприятия резко упали, а кризис доконал его окончательно. Перед этим «СОК» перекинул акции завода на топ-менеджеров, создав перекрестную схему владения предприятием (такая же была у ВАЗа до вмешательства «Рособоронэкспорта»).
«Сейчас группа «СОК», по сути, уже прекратила существование как мощный холдинг с несколькими направлениями бизнеса, - говорит директор консалтинговой компании «Бизнес Плюс» Иван Калинин. - Мы видим распродажу останков некогда могучей империи, а личные перспективы экс-владельцев и топ-менеджеров «СОКа» в России близки к нулю».
Качмазов умыл руки, но кредиторы завода, главным из которых был Сбербанк, не дали ему уйти спокойно. Герман Греф лично пообещал наказать тех, кто довел «ИжАвто» до банкротства.

Василий Секлетов, начальник филиала Национального центрального бюро Интерпола в Самарской области, подполковник милиции:
- Через наш филиал ежегодно направляется в Интерпол несколько материалов на лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, в том числе экономических. Объявить в международный розыск можно, когда федеральный не дал положительных результатов, или если есть основания полагать, что человек покинул пределы страны. Эти лица могут скрываться не только от органов предварительного следствия, но и от суда. Иногда они покидают Россию по поддельным документам и находятся в розыске сколь угодно долго, так как законодательство приостанавливает течение срока давности, пока человек находится в розыске.

Владимир Рахманов, адвокат:
- Президент Медведев считает, что нужно подходить щепетильно к аресту как мере пресечения при расследовании экономических преступлений. Виновность в экономических преступлениях вообще трудно доказывать, тем более такой состав, как преднамеренное банкротство. Я считаю, столь жесткая мера нелогична. И если такое решение принято, то, вероятно, арест Качмазова кому-то очень нужен.

Анна Мариасис, эксперт АНО «Центр судебных экспертиз»:
- В рамках федерального законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается в двух ракурсах - как административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние. Статистика возбуждения уголовных дел по делам о преднамеренном банкротстве с точки зрения защиты интересов государства и третьих лиц - негативная.
Обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ носят единичный характер - только 5% от всех возбужденных уголовных дел по этим составам заканчивались вынесением обвинительного приговора.

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • Good - Saeed Yousefzadeh, 6/14/2019
  • I trust hugedomains.com 100%. Their service is reliable, the staff is courteous, compassionate and kind. I was able to get my domain even after payment period expired and was most grateful for their support and assistance and giving me the chance to purchase the domain without paying additional charges. I would recommend them 100%! Thank you Huge Domains. - Avanelle Sahadeo, 6/13/2019
  • Great service - Vincent Miller, 6/12/2019
  • More
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png