Смерть - это полное прекращение жизненных процессов. Казалось бы, явление довольно очевидное с точки зрения науки, и, в сущности, обыденное - ведь рано или поздно это происходит со всеми. Тем не менее, смерть до сих пор сохраняет настолько таинственный и мистический статус, что даже разговоры о ней расцениваются неоднозначно. Взрослый человек, который публично заговаривает о смерти, часто получает в ответ шутки или обеспокоенно-непонимающие взгляды. Что говорить о детях, которым вместо ответов достаются отговорки.

Все явления, с которыми сталкивается человечество, становятся предметом изучения какой-то науки - а значит, и образования. Попробуем разобраться, кто и зачем изучает мортальное. А потом, вооружившись подходом death studies, поговорим о том, как изменялось представление о смерти, и как получилось, что один из самых базовых природных механизмов имеет такой странный статус.

Какие существуют науки о смерти?

Науки, которые напрямую касаются этой темы, обычно имеют прикладной или медицинский характер. Например, танатология - раздел медицины, который изучает состояние организма в процессе умирания. Патологическая анатомия рассматривает посмертные изменения, способствует изучению болезней и судебно-медицинской экспертизе.

Биоэтика может затрагивать вопросы смерти, рассуждая о границах между живым и неживым применительно к технологическим достижениям - смерть в таком ключе может оказаться относительным понятием и предметом дискуссий. О домах престарелых и хосписах обычно говорят в контексте исследований, связанных с работой социальной и экономической сферы жизни общества.

В психоанализе смерти уделено немало внимания - фрейдистская теория предполагает наличие инстинкта, который осуществляет «влечение к смерти». Из наиболее ключевых психологических исследований можно вспомнить работы американского психолога Элизабет Кюблер-Росс, которая занималась исследованием околосмертных переживаний и оказанием психологической помощи умирающим. Именно она ввела известную классификацию стадий принятия смерти от отрицания до смирения.

Дать философское осмысление гибели стремились современные французские учёные, говоря о философии и эстетике исчезновения - этот термин ввёл Поль Вирильо в своей одноимённой работе. Для этой группы философов рефлексия об исчезновении стала результатом драматических событий середины ХХ века. В контексте «философии исчезновения» говорят о политических и военных преступлениях, глобальных катастрофах, когда не только отдельные люди могли пропасть, сменив имя на номер робы и безымянную могилу, но и целые города и народы исчезали с лица земли. Здесь смерть тесно связана с опытом исторического шока, осмысление которого заставило Теодора Адорно сказать, что после Освенцима писать стихи невозможно , раз культура и просвещение не смогли ничего предотвратить.

Смерть как феномен

То, как феномен прекращения жизни отражается в культуре, редко становится предметом самостоятельного социокультурного и антропологического рассмотрения. Между тем, death studies социокультурного толка - это отдельная область знания, о которой в последнее время говорят всё чаще. Десять раз в год издаётся одноимённый научный журнал , а периодическое издание Omega , также посвящённое изучению смерти, существует с 1970-х годов. В России эту область знания называют социологией смерти или некросоциологией. С недавних пор выпускается научный печатный журнал «Археология русской смерти» .

Таким образом, гуманитарная танатология - это наука о мортальности, которая изучает опыт осмысления смерти как отдельным человеком, так и обществом, рассматривает социокультурные механизмы смерти и её отражение в общественном сознании.

Социолог Дмитрий Рогозин рассказывает об изучении социального контекста смерти.

Эволюция восприятия мортального

Одна из главных проблем, которые рассматривают death studies - то, как меняется отношение к смерти. Когда-то смерть была включена в понятный для конкретной общности контекст. Существовали традиционные обрядовые практики, относящиеся как к официальной церкви, так и к народной религиозности - поверья, обрядовые причитания, местечковые суеверия и семейные обычаи. Эта контекстуальная «упаковка» делала смерть близкой, понятной, возможной для принятия. В традиционных обществах смерть никого не удивляет - оставаясь трагическим событием, она, однако, не ошеломляет.

Экзистенциальный ужас смерти, ошеломляющая паника, переживание гибели идентичности стали активнее осмысляться культурой в начале ХХ века.

В это время в литературе и философии появляется экзистенциализм, говорящий о хрупких, единичных, неповторимых переживаниях, а в живописи - экспрессионизм, подстёгнутый ужасами Первой мировой. И то, и другое отражает интерес к индивидуальному опыту субъекта, который переживает отчаяние, тревогу и страх.

В большинстве развитых стран с развитием медицины старшие родственники стали жить дольше. Раньше муж и отец в любой момент мог надорваться на работе или погибнуть на промыслах, но со временем условия труда изменились. Детские и младенческие могилки, как и усыпальницы женщин, умерших во время родов, перестали быть грустным, но частым явлением. «Ядерные кнопки» изменили принципы глобальных конфликтов и спасли миллионы людей от гибели в штыковых атаках.

Вследствие всего этого смерть отдалилась от нас, превратившись в «несчастный случай».

Если она происходит на дороге, туда вскоре приедут машины скорой помощи и полиции, трассу огородят, а асфальт вымоют из шланга. Об уходе из жизни соседей по дому мы тоже узнаём (если узнаём вообще), увидев машины специальных служб. Для современного горожанина смерть - это то, чем должны заниматься «специальные люди».

В Древнем Египте с мумификацией и похоронными ритуалами был связан бог Анубис.

Дети и табуирование смерти

Некоторые прабабушки старой закалки и сегодня иногда шокируют внуков, говоря что-нибудь вроде: «Этот платок на мои похороны наденешь» или давая малолетним правнукам подробные инструкции о том, как нужно омывать тело покойника. Как правило, у родителей подобное вызывает шок. Прабабушке говорят: «Да ты всех нас ещё переживёшь!», а опешившему ребёнку советуют немедленно заткнуть уши.

Как и любой отказ в коммуникации, это загоняет проблему в вытесненное, а также прерывает механизм культурной трансляции околосмертных ритуалов.

Частая эмоция, которую дети испытывают, сталкиваясь со смертью близких - удивление. Иногда родителям может показаться, что ребенок проявляет черствость и равнодушие, не осознает масштаба случившегося или ведёт себя неподобающе. И это правда, если тема всегда замалчивалась. Детский вопрос о том, скоро ли умрёт бабушка, встречает явно транслируемое осуждение: «Замолчи, да что ты такое вообще говоришь!».

Кадр из фильма 1935-ого года по мотивам произведений Эдгара По.

Само собой, если бабушка «всех переживёт», смерть в представлении ребёнка будет в первую очередь странной и нереальной, а уже потом - грустной. Что и говорить о неожиданной гибели молодых людей - часто табуируется сам факт, что такое вообще возможно. Отсутствие предосмысления гибели предполагает, что нет и культуры скорби, траура. В результате дети, как и отчуждённые от контекста взрослые, просто не владеют устоявшимися реакциями и социальными кодами.

Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь - только щель слабого света между двумя идеально чёрными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, к которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час.

Владимир Набоков«Другие берега»

Говоря о смерти, мы часто ощущаем скованность и неловкость, как будто речь идёт о чём-то неприличном, хотя смерть соврешенно естественна. Это следствие табу - примерно то же происходит при разговорах о сексе. В большинстве случаев прогрессивные родители признают, что с ребёнком следует искренне говорить о том, как и почему он появился на свет. Но когда речь заходит о смерти, часто отделываются отговорками. Верёвка в доме повешенного становится актуализированным предметом умолчания, присутствие которого тем более ощутимо, чем больше мы о ней молчим.

Информационные технологии и смерть

1) Реальное и нереальное

Хотя близкую смерть мы видим редко, в «обществе спектакля» , которое создают медиа, она окружает нас ежедневно. Массовость и регулярность трагедий способна ввести в панику, если кто-то решит читать все грустные новости запоем. С одной стороны, всё это действительно происходит, с другой - такое количество трагедий избыточно для восприятия конкретного человека и создает неадекватную картину мира.

В то же время, смерть на видео и фотографиях кажется далёкой и нереальной, что снижает способность к сопереживанию, а в блокбастерах с драматическими приёмами гибель персонажей выглядит более эффектной и «настоящей», чем реальные трагедии в репортажах.

2) Цинизм и страх

Может показаться, что интернет и массовая культура формируют циничных, равнодушных и жестоких людей, которые готовы глумиться над чем угодно, включая трагедии. Однако ещё Михаил Бахтин дал понять , что в низовой, народно-площадной культуре смерть и смех тесно связаны.

Шутки освобождают от догматизма, снимают чувство неловкости и разрушают табу.

Мортальный юмор - это попытка справиться со страхом и преодолеть отчуждение. Причём чем более грубым и плоским он является, тем невротичнее порыв. На деле сетевой цинизм входит в противоречие с полной беззащитностью современного индивида перед близкой и реальной смертью. Интернет же не делает нас более жестокими или бесчувственными, а всего лишь служит инструментом для мгновенной трансляции контента.

3) Эффект присутствия

Когда-то письма шли месяцами, а гонцы с депешами могли заплутать в метели. Сегодня мы волнуемся, если кто-то несколько часов не появляется в сети. Распространение мгновенных мессенджеров и пуш-уведомлений создаёт ощущение постоянной «руки на пульсе» - сама эта метафора говорит о многом. При этом не обязательно знакомиться «вживую», чтобы общаться, играть или работать вместе.

Отъезд в место вне досягаемости - событие, которое для жителя мегаполиса может стать настоящим стрессом.

Не зря работающим специалистам советуют сервисы, которые блокируют уведомления, и специальные методики, помогающие не включать компьютер в отпуске. Когда поток информации прерывается, нас словно отключают от аппарата жизнеобеспечения. Виртуальное присутствие становится синонимом самой жизни, а смерть - синонимом обрыва связи.

Кадр из сериала «Чёрное зеркало».

4) Цифровое бессмертие

Раньше оставить что-то после себя могли только очень талантливые или очень богатые люди, но теперь у каждого есть возможность увековечить свой образ в сети. В то же время, существование страниц и аккаунтов людей, хозяева которых скончались, вызывает этические проблемы. Можно ли удалять такой аккаунт или передавать право доступа к нему другим людям? Что делать со спамом, который, как сорная трава, заполняет заброшенные страницы?

Каждый из нас создаёт на протяжении жизни огромное количество контента. Что будет лет через 50 с этим гигантским объёмом данных? Некоторые компании уже пытаются решать этот вопрос. Например, Google предлагает сервис с обтекаемым названием «На всякий случай» , который отслеживает, активен ли пользователь. Если программа не дождётся подтверждений, то удалит аккаунт и отправит письмо доверенному лицу.

Социология смерти позволяет больше узнать о культуре исходя из того, как в ней интерпретируется это явление, даёт возможность взглянуть на общество с неожиданного ракурса. Исследования мортальности не раскроют ничего о загробном мире и не дадут готовых ответов на личные вопросы. Точно так же онтология, наука о бытии, не отвечает на вопрос о «смысле жизни», а рассуждает о мире в категориях существования.

Зато они могут помочь развеять предрассудки, сделать нас честнее за счёт снятия запретов, и сильнее - благодаря наличию метода.

В последние десятилетия участились случаи добровольного ухода из жизни. В разных странах людям разных возрастов и социальных категорий вдруг надоедает жить, и они вешаются, прыгают с крыш многоэтажек и мостов, режут себе вены. Причинами участившихся случаев суицида называют обычно проблемы на работе, в личной жизни, политическую обстановку, кризис в стране. Но нередко такие случаи происходят даже без видимых причин, что особенно странно.

Самоубийства людей и животных

Наиболее распространен суицид среди подростков, переживающих кризис переходного возраста. Но и среди взрослых людей, имеющих семьи, хороший достаток и работу такие случаи нередки. Причем зачастую попытка уйти из жизни происходит спонтанно, без причин. Например, женщина из Казани пенсионного возраста так засмотрелась на блестящее лезвие, что словно под гипнозом попыталась разрезать себе вены. Избежать несчастья удалось лишь чудом. В другом случае мужчина в г. Санкт-Петербурге, стоя на балконе, чуть не шагнул с 8 этажа, так как его «позвал» некий голос. Подобных случаев происходит немало, причем нередко это происходит с людьми, которые никогда не страдали депрессиями и не собирались совершать подобного. Просто в какой-то момент их начинает неудержимо тянуть за перила балкона, или хочется изрезать себе вены, либо съесть смертельную дозу лекарств.

Случаи массовых самоубийств известны и среди животных. Особенно часто это происходит с китами и дельфинами, выбрасывающимися на берег порой целыми стаями. Так, в 1987 году произошел один из наиболее массовых случаев суицида дельфинов, когда на побережье Бразилии выбросилось 2 тыс. особей, среди которых были как взрослые, так и детеныши. В 1990 году 183 кита покончило с жизнью на берегах Тасмании. И такие случаи далеко не единичны – они происходят с завидной регулярностью.

Ученые пытаются объяснить подобные происшествия тем, что подводные лодки и суда создают помехи для морских млекопитающих, которые ориентируются в воде при помощи волн определенной длины. В результате «навигационный аппарат» китов и дельфинов дает сбой и поэтому они выбрасываются на берег. Но эта теория не может учесть и объяснить всех факторов.

Среди сухопутных млекопитающих особенно известны случаи суицида у леммингов. Эти мыши, когда численность их популяции особенно велика, начинают массово мигрировать, заканчивая часто свой путь, прыгая в водоемы. В случае с леммингами теория о помехах от судов никак не может работать, поэтому стало ясно, что причины подобного поведения иные.

Танатология – наука о смерти

В результате появилось научное направление под названием танатология, изучающее причины подобного поведения живых существ. Специалисты, занимающиеся этой проблемой, создали гипотезу, которая объясняет появление необъяснимой тяги к смерти живых существ. Согласно ей, в каждом живом организме заложены на генетическом уровне 2 основные программы – одна отвечает за выживание вида в любых условиях, вторая направлена на самоуничтожение. Когда работает первая, вид способен выживать и размножаться практически в любых условиях, даже очень суровых. Если же в определенный момент численность популяции превышает некий критический предел, когда это может нарушить равновесие в окружающей среде, включается вторая программа. В результате случаи смертей от банальных причин происходят все чаще, а кроме того, учащаются и попытки суицида, в том числе массовые.

Исследователи, занимающиеся этой проблемой, считают, что эта закономерность может работать как в отношении животных, так и людей. Однако достоверно доказать или опровергнуть данную версию пока нет возможности.

Мода на суицидальное поведение

Кроме того, тяга к суициду в последнее время стала весьма модной и среди подростков. В сети некие лица создают группы, куда втягиваются молодые люди, психика которых, как известно, является еще неокрепшей и легко поддается воздействию опытных манипуляторов. В результате случаи, когда подростки пытаются свести счеты с жизнью, в последнее время значительно участились.

Конспирологи считают, что те, кто втягивают молодых людей в подобные группы в социальных сетях, пытаются ослабить страну, так как подростки – это будущее государства.

Как бы то ни было, наряду с программой самоуничтожения, предположительно заложенной в человеке, в нем есть и другая программа, действующая с точностью да наоборот. Именно она помогает выжить в таких условиях, что врачи и ученые позже только разводят руками. Так, в Норвегии маленький мальчик пробыл в ледяной воде почти час, свалившись туда случайно. Когда его нашли, ребенок не подавал признаков жизни, но когда ему сделали массаж сердца и искусственное дыхание, пришел в себя.

Подобных случаев удивительной жизнестойкости, когда люди выживали в поистине невыносимых условиях, тоже существует немало. И это говорит о том, что немало в борьбе за жизнь зависит и от самого человека. Если он обладает достаточной силой воли, то сможет побороть любую проблему и справиться с зовом смерти.

Гораздо важнее вопрос - как? Доктор Сэм Парниа из Нью-Йоркского медицинского центра Уайла Корнелла - один из наиболее известных специалистов по исследованию природы смерти.

Пытаясь понять одну из величайших тайн и при этом будучи представителем официальной науки, он не поддерживает отношений ни с одной религией и не пытается доказать ее идеи. Он пытается непредвзято подойти к тому, что же происходит с нами в тот момент, когда наше сердце перестает биться, а дыхание останавливается. В рамках проекта Human Consciousness (Человеческое Сознание) Парниа и его коллеги из 25 медицинских центров Европы, Канады и США, начали исследование, названное AWARE (AWAreness during Resuscitaion - сознание во время реанимации). В ближайшее время им предстоит опросить 1500 человек, выживших после остановки сердца. Пациенты должны будут рассказать, что они испытывали между двумя важнейшими в их жизни моментами - когда их сердце остановилось и когда оно забилось вновь.

Перед началом эксперимента Парниа рассказал журналу Time о своих предстоящих и предыдущих исследованиях смерти как явления и состояния. Для самого Парниа это наиболее масштабный, но далеко не первый проект подобного рода. До этого он общался с 500 людьми, имеющими опыт нахождения в клинической смерти. По его данным, медицина и психология пока не располагает точными сведениями о том, что происходит в момент смерти с личностью, индивидуальностью человека. Однако данных о том, что во всех случаях после отказа мозга "выключается свет" и человек перестает воспринимать реальность, нет. Это ставит вопрос о разнице в природе и функционировании мозга и ума. Известно, что когда сердце останавливается, в мозг перестает поступать кровь. А значит, в течение ближайших 10 секунд, которые требуются для того, чтобы восстановить сердечный ритм, активность мозга прекращается. Однако, согласно исследованиям Парниа, от 10 до 20 процентов людей, вернувшихся к жизни после пребывания в состояния клинической смерти, утверждают, что были в момент отказа центральной нервной системы в полном сознании. Весьма часто такие люди рассказывают, что в этот момент видели все действия врачей по оказанию им медицинской помощи со стороны либо сверху.

Ученые пока не знают, реальны ли подобные переживания или это некий вид иллюзии. Однако во многих случаях все данные "с потолка", полностью подтвердили врачи, вернувшие пациентов к жизни. На практике люди - и в том числе, психологи и медики - обычно воспринимают смерть как некий момент - мы либо мертвы либо еще живы, объясняет Парниа. И в этом состоит социальное определение смерти, которым мы в основном пользуемся. Однако клиническое определение смерти значительно сложнее. Врачи диагностируют смерть, когда сердце перестает биться, легкие прекращают работать, а затем отключается мозг и в связи с этим глаза человека прекращают реагировать на свет.

Если все эти признаки смерти присутствуют и оказываются необратимыми, врач может позвонить медсестре и приступить к оформлению свидетельства о смерти. 50 лет назад после таких симптомов человек уже никогда не возвращался к жизни. Сейчас же существует другое ограничение - продолжительность жизни мозга после прекращения его питания кислородом. Если врачам не удается запустить сердце в течение нескольких минут, дальше это уже становится бессмысленным - мозг гибнет, и пациент уже не может прийти в сознание. В настоящее время временной промежуток между жизнью и смертью может длиться еще дольше.

По словам Парниа, разработаны препараты, которые могут замедлять повреждение клеток мозга, оставшихся без кислорода. Таким образом, врачи через 10 лет смогут вернуть к жизни пациента, все жизненно важные органы которого не работают уже несколько часов. Такого рода препараты могут привести к невиданному прорыву в медицине - и при этом, к тому же, расширить наше представление о природе смерти. Медики и психологи, возможно, смогут продвинуться за пределы нынешних границ науки. Но даже сейчас, не дожидаясь, когда препараты, сохраняющие клетки мозга, попадут на рынок, уже можно начинать проверять предположение о том, что сознание может существовать отдельно от тела. Наука не слишком интересуется, почему это может происходить. Гораздо важнее вопрос - как?

Сейчас большинство ученых считают, что мозг и ум это одно и то же. И это предположение верно, подобно тому, как верна ньютоновская физика. Мы продолжаем пользоваться ей до сих пор. Однако в начале XX века появилась квантовая физика, которая не опровергает механику Ньютона, но подходит для условий не макро-, а микромира. Парниа и его коллеги не собираются опровергать современную психологию и нейрофизиологию, но ищет условия, при которых они не верны. Возможно, этими условиями является процесс смерти.

Танатология изучает физические изменения в теле человека, происходящие перед смертью и сразу после неё. Наука занимается междисциплинарными исследованиями, направленными на изучение смерти. Она также изучает психологические состояния человека, сопровождающие его в процессе умирания. В зарубежных странах науку чаще называют “исследования смерти” (death studies).

Термин “танатология” происходит из греческого языка, и образован от двух слов: Танатос – персонификация смерти в греческой мифологии, бог смерти у античных греков; и «логия» – слово, означающее знание, речь.

Танатологию изучают во многих высших учебных заведения как в России, так и за рубежом.

История танатологии

В 1903 году российский ученый Илья Мечников начал призывать научное сообщество обратить внимание на проблему смерти. Его позиция заключалась в том, что без изучения этой проблемы нельзя считать “науки о жизни” всеобъемлющими. Он настаивал, что умирающим людям следует знать, как именно происходит процесс умирания. Мечников считал, что научное изучение проблем смерти необходимо для блага человечества.

Еще до работ русского ученого было принято использовать тела умерших для обучения анатомии студентов-медиков. Однако эти исследования строились лишь вокруг изучения строения тела, а не на том, как обращаться с умирающими пациентами. Хотя Мечников не смог убедить своих современников из числа врачей и ученых в необходимости танатологии, его работы внесли свой вклад в будущее дисциплины.

После Второй мировой войны, многие люди со всего света столкнулись с утратой близких им людей. Это создало общественный интерес и подтолкнуло ученых к изучению смерти и тех эффектов, которые она оказывает. Американский психолог Герман Фейфел написал книгу «Значение смерти», в которой исследовал то, какое влияние смерть оказывает на человеческое поведение. Работа Фейфела заложила основу танатологии, и его во многом рассматривают как первопроходца в современных исследованиях смерти.

Исследования смерти на стыке дисциплин

Исследования смерти не ограничены философскими вопросами жизни и смерти. Танатология исследует психологию людей, их семей, сообществ и культур в отношении вопросов смерти.

Как уже сказано выше, эта наука развивается на стыке знаний, и в неё входят и другие дисциплины, как естественные, так и гуманитарные. В изучаемую область попадают исторические, культурологические, социологические исследования, связанные с проблематикой смерти. К танатологии также относятся и изучение биологических процессов в теле умирающего человека.

Культурная антропология и археология дают знания о том, как в культурах прошлого и современности представляли смерть. Биологическая часть исследований смерти дают лучшее понимание того, что происходит с телом человеком в момент смерти и после неё. В наши дни изучается даже активность мозга в последние минуты жизни человека. С биологией и медициной также тесно связана медицинская этика, поднимающая проблемы эвтаназии и прав умирающего. В танатологии даже нашлось место исследованиям о благотворном влиянии музыки на умирающих пациентов и их близких.

Смерть – это одна из самых сложных проблем человечества, и её изучение требует множества разных подходов, взгляда со стороны разных наук. Для гармоничного развития общества важно понимать смерть физически и эмоционально, осознавать, какое влияние она оказывает на людей, общество и культуру. Сложность и значимость этой проблемы стали причиной постоянного развития танатологии.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png