Стилистические (или риторические) фигуры – это особые синтаксические построения, для усиления образно-выразительной функции речи.

Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое следующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, из-за чего создается нарастание (ослабление) производимого впечатления.

ПР.: … темные, душные, скучные комнаты.

Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. №, лексическая А:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством… (Лермонтов)

Повторяться могут однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая А). №,

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей (МА Светлов)

Эпифора (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). №, Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?

Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. №, Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. №, Где стол был явств , там гроб стоит.

Часто А строится на антонимах. №, Богатый и в будни пирует, абедный и в праздник горюет.

Согласование определений и приложений: согласование приложений, представляющих собой географические названия: город Иркутск, деревня Усманка, город Минеральные Воды, город Афины, город Черемхово – Черемхово, озеро Байкал, Москва-река, переулок Угольный, станция Батарейная, порт Байкал, улица Ямская.

1) Названия городов , выраженные склоняемым сущ-ным, согласуются в падеже с определяемым словом (в городе Иркутске). То же при иноязычных названиях: в городе Алма-Ате, близ города Венеции. Обычно не согл. редко встречающиеся названия , чтобы сохранить нужную ясность; ср. в периодической печати: Переговоры имели место в городе Мина (Саудовская Аравия; при сочетании «в городе Мине» н.ф. незнакомого слова могла бы быть воспринята и как Мин, и как Мина); Часто названия городов сохраняют н.ф., не согл . с родовыми наименованиями, в географической и военной лит-ре , в официальных сообщениях и документах (бои шли около городов Мерзебург и Вупперталь; 400-летие города Чебоксары). Названия городов на -о иногда несогл. при наличии сходных в звуковом отношении названий м.р.: в городе Кирова, в городе Пушкино (соответствующие названия м.р. согл.: в городе Кирове, в городе Пушкине).


Обычно не согл. составные названия: в городе Минеральные Воды . Не согл . названия городов, заключенные в скобки и синтаксически не связанные с предшествующим родовым обозначением, ( На западе Правобережья эта высокая плотность находит себе объяснение в сильном развитии промышленности и городов Горький, Павлов, Муром).

2) Названия сел, деревень, хуторов обычно согл. с родовыми наименованиями (родился в селе Горюхине (Пушкин); в деревню Дюевку (Чехов); за хутором Сестраковом (Шолохов)). Отступления у тех названий, род и число которых расходится с грамм-им родом и числом слов деревня, село и т. д. (у деревни Берестечко; за деревней Березники; То же при составных названиях : в селе Малые Мытищи).

3) Названия рек согл. с родовым наименованием, например: на реке Днепре (также: на Москве-реке ); между реками Обью и Енисеем. Малоизвестные названия рек, особенно иноязычные, обычно не согл (на реке Рось; у реки Птичь). То же часто при составных названия (приток реки Голая Долина; на реке Черная Вольта (но в соответствии с правилом: на реке Северной Двине)).

4) Названия местечек, аулов, кишлаков , застав не согл. с родовым наименованием (в местечке Ельск, недалеко от аула Арысыпай, в кишлаке Гилян, на заставе Жаланашколь).

5) Названия озер, заливов, проливов , каналов, бухт, островов, полуострове в,гор, горных хребтов, пустынь и т. п., не согл. с родовыми наименованиями (на озере Байкал )

6) Названия станций и портов не согл. (на станции Батарейная; из порта Байкал).

7) Названия улиц обычно согл., если имеют форму ж.р., и не согл., если имеют форму м.р . или представляют собой составное название; ср.: а) на улице Ямской) б) на улице Балчуг; на углу улицы Большая Полянка;

Первое описание фигур речи известно еще со времен «Поэтики» Аристотеля. Великий ученый назвал тропы речи обязательной принадлежностью науки красноречия.


Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.

Риторические фигуры речи

Риторические фигуры - это особая группа синтаксических фигур, по формальному признаку являющихся диалогичными, но по существу монологичные: собеседник предполагается, но он не участвует в речи.


Риторический вопрос - оборот, оформленный вопросительным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Пример: «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов).


Риторическое - оборот речи, оформленный восклицательным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Пример: «Погиб поэт!» (М.Ю. Лермонтов).


Риторическое обращение - обращение, которое используется для привлечения внимания. Пример: «Тучки небесные, !» (М.Ю. Лермонтов).


Риторическое умолчание фиксируется многоточием. Оборот характеризуется синтаксической незавершенностью. Значение риторического умолчания заключается в создании эффекта многозначительности за счет недосказанности. Пример: «Речь не о том, но все же, все же, все же...» (А.Т. Твардовский).

Фигуры повтора

Общим для фигур повтора является то, что они строятся на повторе какой-либо части высказывания.


Анафора - синтаксическая фигура, построенная на повторе слова или групп слов в начале нескольких . Пример: «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» (М.И. Цветаева).


Эпифора - в конце нескольких стихов или . Пример: «Свеча горела на столе, Свеча горела» (Б.Л. Пастернак).


Анадиплосис (стык) - повтор слова или группы слов в конце стиха или строфы и начале стиха или строфы. Пример: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка...» (М.Ю. Лермонтов).


Просоподосис (кольцо) - повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Пример: «Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин).

Фигуры убавления

Фигуры убавления - группа фигур, основанных на нарушении грамматических связей между членами предложения.


Эллипсис (эллипс) - пропуск подразумеваемого слова. Пример: «Билет - щелк, Щека - чмок» (В.В. Маяковский).


Силлепсис (силлепс) - объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Пример: «Шел дождь и два студента».


Бессоюзие (асиндетон) - пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Пример: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» (А.С. Пушкин).


Многосоюзие - избыточное количество союзов. Пример: «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» (А.С. Пушкин).

Фигуры перемещения

Фигуры перемещения - группа фигур, основанных на перестановке, изменении традиционных позиций членов предложения.


Градация - фигура, в которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Пример: «Не жалею, не зову, не плачу...» (С.А. Есенин).


Инверсия - нарушение привычного порядка слов. Пример: «Заметался пожар голубой...» (С.А. Есенин).


Синтаксический параллелизм - одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как , анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи

Представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной » стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный » с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.

Урок русского языка

Разработала Бондаренко Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ – Лопатенской СОШ Клинцовского района Брянской области

Тема урока: Фигуры: анафора, антитеза, градация

Цели урока: изучить понятие фигуры и её основные виды; развитие практического

умения определять в тексте виды фигур и использовать в речи;

воспитание любви к поэтическому слову.

План урока

1. Оргмомент

2. Лингвистическая разминка

3. Повторение изученного

4. Подготовка к восприятию новой темы

5. Изучение новой темы

6. Практическая работа по закреплению изученного

7. Обобщение и подведение итогов урока

8. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

2. Лингвистическая разминка

На доске записаны термины: метафора, синекдоха, гипербола, метонимия, ирония, олицетворение, литота. Распределите на 2 группы: основные тропы и их разновидности. 2 учащихся выполняют у доски, остальные – на местах.

3. Повторение изученного : 1 задание. Укажите, какое определение

соответствует какому понятию.

2 задание. Какое выразительное средство используется в данном

отрывке или предложении? (См. приложение)

4. Подготовка к восприятию новой темы

Обратимся к теме нашего урока. Что из записанного вам знакомо?

Вспомните, на чём строится такое средство как градация? Мы используем слова в прямом или переносном значении?

5. Изучение новой темы

Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, практического употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. Сегодня мы изучим три фигуры: анафору, антитезу, градацию.

Анализ трёх примеров. Определите вид фигуры, которая вам знакома, - градация.

1. Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Градация

Какое значение имеет слово «антитеза»?

- Антитеза - стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий.

2. И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь.

Чем создаётся резкий контраст в звучании этих строк?

Какова особенность стилистического приёма, использованного автором в данном стихотворении?

3. Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча.

Коль рубить, так уж сплеча.

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

А.К.Толстой

Анафора – (единоначатие) повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Что же отличает анафору, антитезу, градацию от основных тропов?

Они не построены на переносном значении слов. Это фигуры. Фигура – обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

6. Практическая работа по закреплению пройденного

Упр. №497 по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой

7. Обобщение и подведение итогов урока

Что изучили? На каком принципе строятся фигуры в русском языке как выразительные средства?

8. Домашнее задание.

Карточки с заданием: определить выразительное средство, использованное в текстах.

Подобрать из текстов художественной литературы примеры градации, анафоры, антитезы

Приложение

Задание для повторения изученного

1. Основные тропы: а) метафора

б) метонимия

в) ирония

г) гипербола

1.Троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению.

2.Троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

3.Троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения.

4.Троп, основанный на осмеянии, употреблении слова или высказывания в смысле, противоположном прямому.

2. Разновидности основных тропов: а) олицетворение;

б) синекдоха;

в) литота

1.Один из видов метонимии, в основе которого – перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.

2.Приём, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия.

3.Приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных.

Задание на дом

Определите тропы

1. По неделе ни слова ни с кем не скажу, всё на камне у моря сижу. (А.Ахматова)

2. И тьмой и холодом объята душа усталая моя. (М.Лермонтов)

3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более напёрстка.(А.Грибоедов)

4. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

Как последний вздох души.

К.Бальмонт

5.Целый день осыпаются с клёнов

Силуэты багряных сердец.

Н. Заболоцкий

6. Герой не моего романа. (А.Грибоедов)

7. И золотеющая осень листвою плачет на песок. (С.Есенин)

8. Я никогда не знал, что столько тысяч тонн

В моей позорно легкомыслой головёнке. (В.Маяковский)

9. Хорошо всегда иметь крышу над головой.

Изобразительно-выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без использования особых средств языка.

Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.

Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.

Виды омонимов:

  • омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк - зАмок);
  • омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод - плот);
  • омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете - лечу насморк).

Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.

Синонимы – описывают одно и то же понятие с различных сторон, имеют различную смысловую нагрузку и стилистическую окраску. Без синонимов невозможно построить яркую и образную фразу, речь будет перенасыщена тавтологией.

Виды синонимов:

  • полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;
  • семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);
  • стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);
  • семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);
  • контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.

Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.

Тропы – слова в русском языке, которые употребляют в переносном смысле. Они придают речи и произведениям образность, выразительность, призваны передавать эмоции, ярко воссоздавать картину.

Определение тропов

Определение
Аллегория Иносказательные слова и выражения, которые передают суть и основные признаки конкретного образа. Часто используют в баснях.
Гипербола Художественное преувеличение. Позволяет ярко описывать свойства, события, признаки.
Гротеск Прием используют для сатирического описания пороков общества.
Ирония Тропы, которые призваны скрыть истинный смысл выражения путем легкой насмешки.
Литота Противоположность гиперболе – свойства и качества предмета заведомо преуменьшены.
Олицетворение Прием, при котором неодушевленным предметам приписывают качества живых существ.
Оксюморон Соединение в одном предложении несоединимых понятий (мертвые души).
Перифраза Описание предмета. Человека, события без точного указания названия.
Синекдоха Описание целого через часть. Образ человека воссоздают путем описания одежды, внешности.
Сравнение Отличие от метафоры – присутствует и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. В сравнении часто присутствуют союзы – как, будто.
Эпитет Наиболее частое образное определение. Не всегда для эпитетов используют прилагательные.

Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры. Метафора направлена на внешнее сравнение предметов или явлений.

Метонимия – скрытое сравнение предметов по внутреннему сходству. Это отличает этот троп от метафоры.

Синтаксические средства выразительности

Стилистические (риторические) – фигуры речи призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построения Описание
Анафора Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
Эпифора Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
Параллелизм Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Эллипсис Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
Градация Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
Инверсия Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
Умолчание Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращение Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопрос Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицание Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя.
Многосоюзие Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
Бессоюзие Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
Антитеза Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.

Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Цель: познакомить учащихся со стилистическими фигурами; развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать стилистические фигуры; совершенствовать умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям старшеклассников; способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли. оборудование: учебник, учебные тексты.

Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. В. Гоголь). Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение. Напряжённость и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Эх, ! Птица тройка! (Н. В. Гоголь)

К числу изобразительных средств синтаксиса относятся также особые построения словосочетаний предложений или группы предложений, как бессоюзие и многосоюзие.

Многосоюзие - это такое построение речи, при котором намеренно повторяются , поставленные между членами простого предложения или между частями сложного предложения (это делается для их логического и интонационного подчёркивания, показа единства перечисляемого): По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (а. И. Куприн). Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи.

Бессоюзие - это такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения с целью придать высказыванию динамичность: Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (а. С. Пушкин).

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создаёт особый стилистический эффект:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнём,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством.

(А. С. Пушкин)

Инверсия (перестановка) - расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство. Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.: Летние ночи не долги (прямой порядок, спокойное, ясное ). Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.

Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет ещё и ритмообразующую функцию.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. наблюдение над языковым материалом

Š Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения. Объясните, для чего они используются.

1) Орлам случается и ниже кур спускаться:

Но курам никогда до облак не подняться!

(И. А. Крылов)

2) Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М. Ю. Лермонтов)

3) Земля - владычица! К тебе чело склонил я (В. Соловьёв).

4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел её в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?

(М. А. Шолохов)

Š Найдите в текстах примеры градации, определите, по какому признаку располагаются её члены, опишите её выразительную роль.

1) Принёс - и ослабел, и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

(А. С. Пушкин)

2) Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

(С. А. Есенин)

3) а идти становилось всё труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело (В. М. Шукшин).

Š Найдите в текстах примеры антитезы. Определите, какие антонимы в них использованы, как приём противопоставления влияет на выразительность текста.

1) Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь, мой раб! Родной язык!

(В. Я. Брюсов)

2) Возникают, стираются лица,

Мил сегодня, а завтра далёк.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png