«Занимайся физкультурой!» – призывал Владимир Маяковский в своем известном лозунге. И был прав.

Крепкая сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развитые мышцы, хорошее кровообращение и обмен веществ, сильный иммунитет – все это заслуги небольшого комплекса упражнений, которые следует выполнять регулярно.

И чем раньше начнешь, тем эффективнее и полезнее для организма. Не случайно в российских школах общая физподготовка начинается с 1 класса и длится до 11- планомерное увеличение нагрузки, подвижные игры, сдача нормативов в зале и на свежем воздухе. Но при неправильном подходе уроки «для здоровья» превращаются в уроки «от здоровья» и имеют зеркально противоположный эффект.

Один из последних случаев, обернувшихся трагедией, произошел 17 октября в Красноярске. Скорая помощь увезла с урока физкультуры четвероклассника, которому стало плохо во время беговых упражнений. По словам очевидцев, ребенок бежал, потом притормозил и упал. Прибывшим на место медикам не удалось реанимировать школьника.

В Волгограде подобный случай произошел в 2014 году - в колледже Тракторозаводского района скончалась студентка 3 курса. 18-летняя девушка потеряла сознание и буквально упала замертво. Учитель пытался привести ее в чувства, но пульс не прощупывался, сердце не билось. Приехавшие врачи зафиксировали смерть.

Почему организм детей и даже подростков не выдерживает нагрузки? Министр образования Ольга Васильева видит проблему в защите персональных данных.

Сегодня в образовательных учреждениях нет медицинских карт и доступа к ним. Из-за этого педагоги не знают, чем болен ребёнок и что может угрожать его жизни. С главой Минобрнауки соглашается и бывший директор одной из школ волгоградского региона:

Врач не имеет право раскрывать персональные данные ребенка. Связь с поликлиниками, диспансерами у школ сейчас очень плохая. Раньше школьники ходили на плановые осмотры в физдиспансер, ставили диагноз по здоровью, и если были проблемы, назначали спецгруппу или выдавали справку об освобождении. В сложившейся ситуации остается надеяться только на родителей – подсуетятся они или нет.

Только мамы и папы заняли в этом вопросе странную позицию. Порой они намеренно умалчивают о недугах чада. Наш собеседник вспоминает пример из собственной педагогической практики:

В моей школе был случай, когда родители не хотели говорить, что их сын - эпилептик. Это выяснилось случайно. Долгое время взрослые подвергали собственного ребёнка опасности, а всё ради того, чтобы сохранить диагноз в тайне. Родители опасались, что эта информация навредит ребёнку в процессе учёбы и в последующем, поскольку попадет в медкарту и личное дело. Но учитель должен знать о таких проблемах, хотя бы для того, чтобы быть готовым к ситуации и суметь в случае чего своевременно оказать ученику помощь.

Сын волгоградки Анны (по просьбе девушки имя изменено) – ученик начальных классов. С детства занимается спортом, ходит в секцию восточных единоборств и показывает хорошие результаты. Недавно, во время очередного осмотра, врач предупредил о риске астмы, выписал заключение.

Эта справка сейчас лежит у меня дома, в документах. Я ее никуда не понесла. Мы наблюдаемся, проходим обследования регулярно. А заносить вот так этот диагноз сразу в личное дело – зачем портить мальчику будущее? У нас папа военный, планируем, что сын пойдет по его стопам. А эта «вероятность астмы» - пятно на всю жизнь.

Порой такие действия «во благо» наносят непоправимый вред. Даже обычная простуда, перенесенная на ногах, чревата серьезными осложнениями, и какой жизненно важный орган попадет под удар – предугадать сложно.

Вирус ослабляет организм - есть температура у ребенка или только насморк и кашель. В этот период изменения в организме происходят серьезные, поэтому ни в коем случае при первых признаках инфекций нельзя давать ребёнку серьёзные физические нагрузки. Отмечу, что сроки у каждого заболевания свои, поэтому переболевшие дети освобождаются от физкультуры на период от 2 недель до нескольких месяцев.

Он может отправить школьника в подготовительную, специальную группу по физкультуре или вовсе написать освобождение и запретить заниматься. Проводить осмотр ребенка медики советуют раз в год, чтобы следить за динамикой заболевания.

Диагностика сердечно-сосудистой системы, проверка пульса, давления, снятие ЭКГ, посещение офтальмолога, несколько анализов крови – это минимум. С помощью него можно понять, как себя чувствует растущий организм, все ли в порядке, нет ли отклонений. Если что-то смущает педиатра, он продолжает искать причину, направляя к другим медикам. Ольга Гуро, главный врач ГБУЗ «Волгоградский областной клинический центр медицинской реабилитации»

Многие думают, что на уроках физкультуры детей попросту перегружают, мол, ходи – не ходи к докторам, а такое даже здоровый организм не выдержит. Педагоги в ответ открещиваются – нормативы те же, что и раньше. При этом сегодня ребенка на спортивных занятиях холят и лелеют – кому нужны лишние скандалы и проблемы на работе? Вот, например, что нам рассказала Екатерина, молодой преподаватель физической культуры одной из волгоградских школ:

Случайно вывихнул ученик палец от удара по футбольному мячу – такие расследования начинаются. Прокуратура, проверки… Еще родители накручивают, жалобы пишут, компенсации требуют. От степени травмы и ситуации, в которой она получена, может дойти вплоть до уголовной ответственности, и, конечно же, увольнения. В итоге - учителя всего боятся. Никаких технических средств не используется на уроках - канат, козел, брусья и т. д... Хотя почти во всех школах сегодня установлено новое спортивное оборудование. У некоторых дети в резиновый мяч играют, он практически невесомый и безопасный.

Работники сферы образования в голос твердят: нынешнее поколение детей и подростков слабее предыдущих. Сказываются многочасовые посиделки за компьютером, неограниченный просмотр телевизора, привязанность к гаджетам, сидячий образ жизни.

Медики призывают: дети должны гулять, проводить время на природе, на свежем воздухе, бегать, играть. Ребенок должен получать норму физиологической активности, только тогда он будет меньше болеть и хорошо учиться.

Спорта не нужно бояться. Надо помнить формулу: заинтересованность медиков плюс заинтересованность родителей плюс заинтересованность учителей равно «спорт во благо». Ольга Гуро, главный врач ГБУЗ «Волгоградский областной клинический центр медицинской реабилитации»

Статистика, объявленная главой Минобрнауки, поразила многих пользователей социальных сетей. «211 детей за год в России погибли на уроках физкультуры. Не от терактов, не от бомбардировки, а просто в школе на уроке физкультуры», – удивляется на своей странице в Фейсбуке Шамиль Гадисов. Его реакцию разделяет Ольга Степаненко: «211 детей! На минуточку, это нормальная численность одной сельской школы. Представьте, за год умерла одна школа. Была-была и вдруг не стало».

«Это все что нужно знать о школе сегодня, – считает врач одного из медицинских центров Анна Злобина. – Мне приходится смотреть много школьников и писать рекомендации по занятиям физкультурой. Очень многим детям нужна ЛФК-лечебная физкультура. Раньше это было на базах детских поликлиник. Теперь только платно и еще нужно найти, где есть и еще туда доехать после уроков. Тупая бессмысленная физкультура вместе со своими нормативами, отнимающая время, здоровье и даже жизнь. А ведь можно было бы организовать все это с пользой для детей. И если ребенок посещает профессиональную спортивную секцию, ему на физкультуре в школе делать нечего, эти часы он проводит впустую».

«Новость – кошмар, – пишет Марта Чуйченко. Она вспоминает, как для нее урок физкультуры закончились травмой и многомесячным лечением, – Не понимаю чиновников, которые принимают единые стандарты для школ по физкультуре. Не понимаю учителей, которые заставляют учеников выполнять программу. После урока в девятом классе, несколько месяцев проходила с воротником Шанца, потому боялась отказаться делать кувырки из-за плохой оценки и уже и так сложившейся репутации неспортивной девочки. На выпускном единственной четверкой (“скажи спасибо не три”) в дипломе была физкультура. После окончания школы отношения со спортом по понятным причинам не складывались долгое время. И после этого говорят, что развивают в стране физкультуру и спорт?»

Ирина Анюхина считает , что уроки физкультуры не учитывают состояние здоровья современных подростков.

«Данных о здоровье ребенка у учителя нет, а нормативы – есть! И от учителя требуют их выполнения! Может, пора уйти от нормативов, которые, кстати, много лет не менялись и не учитывают состояние здоровья современных детей, а сделать уроки физкультуры действительно уроками культурных занятий подвижными групповыми играми или индивидуальными физическими упражнениями по возможностям и интересам детей? А то ведь ГТО уже скоро обяжут пенсионеров сдавать..».

Даниил Александров уверен , что причина смертей на уроках не в защита персональных данных детей, а в том, что «физруки не интересуются их здоровьем, а врачей в школах нет, и даже помощь оказать некому».

«Когда я учился в третьем классе, никакой защиты персональных данных не было. Я был не очень спортивным мальчиком, в первую очередь из-за полного равнодушия к физическим радостям. Бегал на троечку, чтобы не трогали. Но однажды физрук вместе с одноклассниками как-то обидно меня поддели, и я побежал 2 км вокруг Опочининского садика на пятёрку. И пробежал. На финише меня вырвало. Меня отправили в медкабинет, и я там вырубился. К счастью, тогда не было не только персональных данных, но и ненужного паникёрства. Медсестра привела меня в чувство и отправила домой. Кажется, история на том и кончилась. Родители ничего не узнали, физрук меня больше не подначивал, а я не бегал на пятёрку. И сейчас я жив и здоров».

Причиной также может быть переполненность классов в школах, считает Юлия Кишкович. «Классов, чтобы впихнуть детей, ещё хватает, а вот спортзалов – нет. Плюс ещё сделали три физкультуры в неделю. Поэтому в зале занимаются два класса, а иногда и три. И это не всегда равновозрастные дети. У нас, например, занимались второклашки и старшая школа, 9 или 10 класс. А как они занимались? Да играли в вышибалы, например».

«Претензии должны быть не к физкультуре, а к тому, как проводится осмотр и допуски детей к ней», а не на учителей, отмечает Артем Патрикеев.

«Один парень умер на кикбоксинге – извините, а на какой физкультуре проводится кикбоксинг? Эта смерть явно к физкультуре не относится. Другой умер после соревнований по баскетболу. Обычно соревнования проводятся не на уроке, а вне его. То есть опять же, эту смерть тогда трудно прикрутить к физкультуре. А теперь смотрим, отчего умирали дети – от того, что у них были диагнозы, которые или никто не заметил, или о которых никто не сообщил».

Антон Родионов. Фото Анны Даниловой

Врач -кардиолог, доцент лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Антон Родионов

Умирают не от физкультуры, а от нераспознанной болезни

«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды.

Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!»

Внезапные смерти молодых людей – редкая, но тем не менее достаточно изученная и хорошо известная проблема. В качестве ведущей причины внезапной смерти рассматривают так называемые кардиомиопатии – заболевания миокарда, в основе которых лежит генетическая поломка, реже перенесенная инфекция. Непосредственной причиной гибели пациентов, как правило, служит желудочковая тахикардия, переходящая в фибрилляцию желудочков – смертельная аритмия, при которой сердце перестает сокращаться, и прекращается кровоснабжение головного мозга. Действенным способом реанимации в этой ситуации может быть только дефибрилляция (нанесение электрического разряда).

Несмотря на то, что в мире внезапные смерти чаще описаны у спортсменов и у школьников на уроках физкультуры, следует понимать, что умирают не от занятий физкультурой, а от нераспознанного заболевания. Большая физическая нагрузка просто может в какой-то момент стать тем пусковым механизмом, который запустит аритмию.

Если, скажем, взять и завтра запретить физкультуру в школе, то внезапная смерть всё равно рано или поздно произойдет, но это случится во время игры во дворе, во время активной работы на дачном участке, в походе или при любой другой интенсивной физической активности. Кстати, не надо думать, что на уроках физкультуры умирают только ослабленные и нетренированные дети, посещающие занятия из-под палки и не выполняющие школьные нормативы. Пациентом со смертельным заболеванием вполне может оказаться внешне спортивный и выносливый молодой человек или девушка.

Как своевременно распознать заболевание? Увы, эта проблема до сих пор не решена во всём мире. Обычный осмотр врачом с выслушиванием (аускультацией) сердца и стандартная электрокардиограмма сплошь и рядом не выявляют патологии. У некоторых людей признаки заболевания можно выявить при проведении эхокардиографии (ультразвуковое исследование сердца), но, во-первых, и нормальный ультразвук не дает 100% уверенности в отсутствии болезни, во-вторых, ни одна страна в мире не сможет обеспечить массовое обследование всех детей – не хватит ни врачей, ни аппаратуры, да и стоимость такой регулярной «диспансеризации» будет запредельная. Надежные генетические маркёры болезни тоже отсутствуют. Таким образом, надо признать, что на сегодняшний день надежных методов скрининга внезапной смерти у молодых людей не существует.

Тем не менее в этой ситуации можно дать две практические рекомендации:

  1. Если в семье зарегистрированы случаи внезапной сердечной (или необъяснимой) смерти, необходимо тщательно обследовать кровных родственников.
  2. Школы (а также и другие места массового скопления людей – вокзалы и аэропорты, самолеты и поезда, музеи и стадионы) необходимо оснащать автоматическими наружными дефибрилляторами (АНД). Эти устройства, которые могут использоваться неспециалистами, способны автоматически распознавать смертельные нарушения ритма и выполнять дефибрилляцию.

Череда детских смертей на уроках физкультуры прокатилась по краю. В отчетах правоохранителей фигурируют таинственные заболевания органов пищеварения и проблемы сердечно-сосудистой системы. Почему в действительности умирают школьники и как это предотвратить - в материале. 1. Что случилось?

2. Масштаб проблемы

По данным РИА Новости, за последний год в России на уроках физкультуры погибли 211 школьников. По мнению главы Минобрнауки Ольги Васильевой, причина - отсутствие информации у учителей о здоровье детей, которые приходят на занятия.

«Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок. Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - сказала глава Минобрнауки и отметила свое несогласие с таким подходом.

3. Как проходят уроки физкультуры у школьников?

Как рассказали нам в отделе спортивно-массовой работы краевого минобразования, в 2010 году нагрузка по физкультуре у школьников была увеличена с 2 до 3 часов в неделю. Это последнее изменение. Совмещать уроки не запрещается, но не рекомендуется.

«В силу разных обстоятельств урок физкультуры может проходить по-разному, он может быть и сдвоенным, если это лыжная подготовка. Но мы это не приветствуем, потому что объем двигательной нагрузки должен быть разбит пропорционально», - рассказали в минобре.

«У нас есть санитарные требования к расписанию. Там единственно пишется, что после физкультуры не следует ставить математику, потому что детям трудно восстановиться на предметы, которые требуют точности. Но все это идет на уровне рекомендательного характера», - рассказали в Роспотребнадзоре.

4. Что рассказывают учителя?

Найти истину в вопросе, безусловно, не удастся без мнения самих учителей. Преподаватель физкультуры гимназии № 1 «Универс» Сергей Минденко сказал, что на сегодняшний день «программа у школьников вообще посильная», истинная проблема в другом - родители часто скрывают от учителей заболевания ребенка.

«Мы все время ходим под статьей… По закону родители не обязаны сообщать диагноз. Мы реально не знаем, что у детей, и ребенок ходит в общий поток. Вот это стеснение и боязнь приводит порой к таким трагическим ситуациям. Чтобы дать адекватную нагрузку, нужно знать статус ребенка. У нас на прошлой неделе была родительская суббота. Трое родителей мне рассказывают, что у детей астма, а на дворе 14 октября. Понимаете? 14 октября я узнаю, что у детей астма, а они у меня везде по документам в основной группе. Представляете, какой риск? А родители скрывают это. Если что-то случится, я уже ничего не докажу, просто буду вынужден уйти из образования», - рассказывает Сергей Минденко.

Педагог также отметил, что зачастую родители банально недооценивают недомогание и плохое самочувствие школьника.

«У нас, к сожалению, родители считают, что если ребенок недомогает - он может пойти в школу. Получается, у ребенка есть нагрузка в связи с заболеванием, плюс мы еще физическую нагрузку даем. Мы его убиваем таким образом - родители убивают собственных детей нашими руками. Заболел ребенок - оставьте дома», - советует родителям преподаватель.

5. Сколько раз в год дети проходят медосмотры и кто решает, готов ли ребенок к физкультуре?

Как рассказывает главный внештатный специалист отдела организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Лиана Сюткина, медосмотры проходят каждый год и по их результатам детям выставляют группу здоровья и физкультуры. Если выявляется патология, то ребенок идет на второй этап диспансеризации, где его дополнительно обследуют и выставляют окончательный диагноз. Группа здоровья, физкультурная группа выставляются на основе проведенного осмотра.

6. Каким образом проходят медицинские осмотры?

Диагноз выставляется по-разному, рассказывает специалист, ведь у детей бывают периоды обострения, разные стадии развития болезни и так далее. Каждый год дети сдают общий анализ крови, анализ крови на глюкозу и общий анализ мочи. В зависимости от возраста дети сдают также ЭКГ и УЗИ. ЭКГ, например, сдается в 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

Новые заболевания выявляются ежегодно. Детей с подозрением на патологии у нас выявляют, и много, их отправляют на 2-й этап, дополнительно обследуют. Там диагноз подтверждается или снимается.

7. Физкультурные группы: кто занимается отдельно от всех

Как сообщила Лиана Сюткина, всего детей распределяют в 4 физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная и лечебная. Основная масса обучающихся (по Красноярскому краю это 83%) - в основной группе, 11% - в подготовительной, еще 2% приходятся на специальную и лечебную.

В первую группу входят те, у кого нет нарушений в состоянии здоровья, которые не имеют хронических заболеваний или отклонений с серьезными нарушениями. Вторая группа - это небольшие отклонения, в таком случае нагрузка у них слабее, чем у детей из 1-й группы. Специальная и лечебная группы предназначены для детей с более серьезными заболеваниями. Эти группы занимаются отдельно от основной и подготовительной - либо в школе в специальном классе со специальным педагогом, либо в медицинском учреждении. Но тогда в школе от физкультуры они уже освобождены.

Группу для детей определяют индивидуально: даже дети с одним и тем же диагнозом могут относиться к разным группам, так как бывают стадии обострения, разные степени заболевания и так далее.

Скажем, дети с нарушением зрения: все зависит от динамики, прогрессирования, диагноза и состояния. То есть он может быть сначала в основной группе, потом в подготовительной. А дети, страдающие заболеваниями сердца, никогда не относятся к 1-й группе. Остальное зависит от степени болезни.

8. Из-за чего смерть может наступить внезапно и можно ли это усмотреть на медосмотре

Бывает такое, что какие-то болезни возникают в период между медосмотрами - например, если какое-то осложнение появилось в итоге осложнения после вируса. Бывает, что в таком случае на момент профосмотра заболевания не было.

В случае с болезнями сердца внезапная смерть может наступить от аневризмы, эмболии и массы причин, рассказывает Лиана Анатольевна. В таких случаях ребенок может ни на что не жаловаться, его может ничто не беспокоить, а потом раз - и все.

9. Как не умереть на уроке физкультуры?

В основном заботиться о здоровье ребенка, конечно. Во-первых, регулярно проходить медосмотры, внимательно относиться к здоровью, вести здоровый образ жизни. Вообще, отмечает Лиана Сюткина, ЗОЖ должен быть в приоритете, потому что дети мало внимания уделяют физнагрузкам, мало физически развиты и в целом не всегда справляются с нагрузками, даже на уроках физкультуры в том числе.

Делать упражнения можно и нужно вне школы, дома, разные, но предварительно - советоваться с врачом, ведь разным детям подходят разные физнагрузки. Для каждой патологии есть свой комплекс упражнений. Любой ребенок должен иметь физические нагрузки, даже на инвалидности. В последнем случае он должен получать незначительную, подходящую ему физкультуру.

По питанию: нужно ограничить потребление фастфуда, сладостей. Питание должно быть сбалансированным, ребенок должен получать белок, овощи, фрукты. В каждой школе есть салаты без майонеза, другой вопрос, что дети берут в школьных столовых. Нужно прививать культуру питания дома.

© ИСТОЧНИК ngs24.ru/news/ - "НГС.НОВОСТИ"

Министр образования России винит закон о персональных данных, а эксперты заявляют о перегрузке школьников, из-за которой не выдерживает сердце

Министр образования России Ольга Васильева озвучила страшные цифры на заседании профильного комитета Совета Федерации: по ее словам, за 2016-й учебный год в стране на уроках физкультуры погибло более 200 детей. Причину смертей министр не назвала, но в новостях, в которые попадает каждый такой случай, чаще всего звучит «проблемы с сердцем». Васильева винит закон о персональных данных, не позволяющий медикам разглашать информацию о состоянии здоровья. Эксперты говорят о перегруженности школьников, чей рабочий день больше, чем у взрослого человека. Подробности - в материале «Реального времени».

Заучили до смерти: 211 детей умерло на «физре»

211 школьников погибли на уроках физкультуры за 2016-й год. Такие данные министр образования и науки России Ольга Васильева привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Эту ситуацию Васильева связывает с законом о защите персональных данных, из-за которого в образовательных учреждениях сегодня отсутствуют медицинские карты учащихся.

«У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу. У нас 211 человек погибли в прошлом (учебном) году на физкультуре», - передает слова Васильевой «РИА Новости».

Как следствие, объяснила Васильева, педагог не в состоянии правильно распределять физическую нагрузку среди учеников.

По словам главы Миноборнауки, ведомство договорилось с медиками о том, чтобы вернуть существовавшие прежде группы здоровья. «Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - добавила она.

Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. Фото минобрнауки.рф

При этом Васильева отметила, что считает неправильным этот подход. Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. К примеру, в случае эпилепсии нужно знать, что делать.

Сразу после заявления Васильевой Минздрав РФ вышел с объяснением, что с 1 января 2018 года в силу вступит новый приказ «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно ему, врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах медработникам школы.

В то же время согласно приказу Минобрнауки №107 от 15.02.2012 предоставление медицинского заключения при приеме ребенка в школу остается прерогативой родителей или законных представителей.

«У старшеклассников нагрузка больше, чем у взрослых. В такой ситуации выжить трудно»

Эксперты причины смертей на уроках физкультуры видят не только в законе о персональных данных.

Причин несколько. Первая - это отсутствие достоверных сведений о состоянии здоровья детей в школе. Вторая - недостаточная квалификация педагога, далеко не все педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья. Часто не выдерживается срок восстановления после болезни. Например, после ангины ребенок две недели не должен заниматься физкультурой, но часто - он пришел в школу, считается здоровым и идет на физкультуру, и никакие нагрузки не дозируются. И третья причина - очень высокая перегрузка учащихся, - говорит директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Согласно изменениям в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года, недельная нагрузка для старшеклассников - 37 часов, и это только уроки, максимальное количество которых, согласно тому же СанПиНу, увеличено с 7 до 8 в день, плюс внеурочная деятельность - 10 часов. Кроме этого, дети делают домашнее задание, на которое по тем же нормам должно уходить не более 3,5 часа в день, посещают факультативы и репетиторов.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Фото mskobr.ru

У старшеклассников нагрузка более 50 часов в неделю - это больше, чем у взрослого человека. Нагрузка ребенка не должна быть больше и не должна быть такой же, как у взрослого, потому что организм школьника - это растущий организм, особо чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям. Учебная нагрузка - это тяжелейший труд. И в ситуации, когда организм напряжен или перенапряжен, или утомлен, любое добавление физической нагрузки может привести к трагическим последствиям. Следует еще учесть, а мы анализируем режим дня наших школьников, что практически все дети не досыпают, они не бывают на воздухе, у них нет ни минутки свободного времени, и в такой ситуации выжить трудно, - говорит «Реальному времени» Марьяна Безруких, обращая внимания, что трагедия при таком ритме жизни может произойти и со здоровым ребенком.

На те же грабли: в 2015-м году в школах умерли 37 детей. Рекомендации дали, но не исполнили

По словам директора Института возрастной физиологии РАО, и это подтверждается сводками новостей, чаще всего на уроках физкультуры гибнут не младшие школьники, а подростки. «Это период существенной функциональной перестройки, период полового созревания, когда организм особенно чувствителен к нагрузкам, тем более если они неадекватные и могут просто превышать функциональный ресурс ребенка».

Причины гибели 211 школьников Васильева в своем докладе Совфеду не озвучивала, но, судя по информации из новостных сообщений, а каждый такой случай является резонансным и попадает в сводки, обычно смерть наступает из-за проблем с сердцем. По словам эксперта «Реального времени», это «ожидаемая ситуация».

Мы о перегрузке говорим не первый год, потому что эмоциональные стрессы, помноженные на отсутствие двигательной активности, и высокая интеллектуальная нагрузка даже при небольшой физической нагрузке может дать срыв. Организм не адаптирован к этим нагрузкам, - говорит Марьяна Безруких.

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. Фото nspu.ru

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. По словам Безруких, Институт предоставлял исследования и рекомендации по оптимальной нагрузке школьников в Минобрнауки, «но СанПиН теперь разрабатывает Минздрав, и мне очень странно, что Минздрав разрешил такие СанПиНы, по нагрузке они совсем не соответствуют возрастной физиологии школьника», - говорит собеседник «Реального времени».

Правительство не первый раз обращает внимание на смерть детей на уроках. В 2015 году было поручение тогда еще вице-премьера Аркадия Дворковича, связанное с гибелью 37 детей в школах.

В 2015 году Институт делал исследование. Был разобран каждый случай, определена причина смерти, мы получили большую справку с разбором и
подготовили методические рекомендации, но дальнейшая судьба - дошли ли они до школ и были ли приняты меры - неизвестна.

«В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей»

Еще одна причина гибели детей на уроках физкультуры - это отсутствие информации о состоянии здоровья ребенка у учителей. Если родитель сам не изъявит желание сообщить педагогу о проблемах ребенка, то школа не имеет права требовать документы. Эти данные позволили бы распределить детей по группам с соответствующей физической нагрузкой.

Дети должны быть разделены на три группы: основная, подготовительная, в которую должны войти дети с функциональными нарушениям, хроническими заболеваниями в ситуации ремиссии или, например, дети после болезни, и третья группа - это специальная медицинская, отдельная система занятий. Но у нас, как правило, все дети занимаются в одной группе, - говорит Марьяна Безруких.

Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. Фото учисьучись.рф

Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. К примеру, в начальной школе практически повсеместно физкультуру преподает классный руководитель. Учителям начальных классов не хватает часов, и их догружают предметом не по профилю. Да и тот они часто заменяют «более важными» счетом и письмом.

«В 5-й класс приходят дети, совершенно неподготовленные к тем нагрузкам, которые им необходимо выполнять. А ведь в конце года практический экзамен, где надо бежать 2 км, подтягиваться… Видел, как проводят физкультуру учителя начальных классов. Чему может научить учительница, которая не может наклониться, присесть да еще и в юбке?» - пишут на форумах учителя физкультуры.

В среднем и старшем звене проблемы с квалификацией педагогов:

У нас не все педагоги имеют образование. Это может быть тренер: он может быть хорошим спортсменом, но не получил знания возрастной физиологии, он не знает технологию работы с детьми с разным состоянием здоровья, - говорит Марьяна Безруких. - В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей, - заключает эксперт.

Дарья Турцева

211 российских школьников умерли в прошлом учебном году

Цифра, которую озвучила министр образования Ольга ВАСИЛЬЕВА, шокирует: это же семь классов по 30 с лишним человек! Что происходит? Учителя дают непосильные нагрузки? Или дети настолько слабы, что падают замертво на километровом кроссе?

По мнению главы образовательного ведомства Елены Васильевой , главная причина смерти детей во время уроков - отсутствие у школьных медработников сведений о состоянии здоровья учащихся. Закон о защите персональных данных не разрешает заглядывать в медкарты, где прописаны ребячьи диагнозы. Да, дети приносят справки от педиатра с указанием рекомендованной группы здоровья, но откуда взялись эти ограничения, педагоги знать не знают, если родители не скажут. Но те не торопятся сообщать, что у их чада, например, эпилепсия.

В нашем городе ребенок умер на тренировке в бассейне, - рассказал папа юного спортсмена. - У него был порок сердца, но мать скрыла это. Ведь плавать полезно! Мальчику было десять лет.

В закон о защите персональных данных собираются вносить поправки. Поможет ли это? Вряд ли, считают эксперты.

Главное в занятиях спортом - не перегибать палку. Фото с сайта mozgo-pit.ru

Шокирующие цифры смертей на турнике или во время игры в баскетбол связаны не с тем, что учителя не имеют данных о здоровье школьников, а с тем, что в образовательных учреждениях вообще нет медиков, - убеждена президент Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова . - Школы нанимают в поликлинике врача, который приходит раз в неделю и обслуживает многотысячные комплексы: раздает направления на прививки. Не дай бог что случится - лицам без соответствующего образования запрещено проводить медицинские манипуляции. Нужно вызывать скорую помощь. То есть ребенок будет умирать, но к нему никто не притронется, чтобы избежать ответственности. Медики же, прибыв на место, не имеют права госпитализировать ребенка и вообще лечить без присутствия его официального представителя - кроме случаев, когда есть явная угроза здоровью и жизни. С одной стороны, ставить в известность родителей школьника правильно, но с другой - теряется драгоценное время.

Сексологи предложили запретить девочкам лазить по канату - от греха подальше. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Поколение хлюпиков

В свете пугающих новостей о гибели ребят невольно задаешься вопросом: что вообще происходит? В нашем детстве тоже была «физра», но никто не умирал - или нам не рассказывали?

В 1980-х годах хронические заболевания имели 7,4 процента первоклассников, сейчас с букетом болячек приходят 14,7. Выросла учебная нагрузка, меньше современных школьников соблюдают рациональный режим дня, зато около трети каждый день от одного до трех часов сидит за компьютером. Относительно здоровых детей сегодня - не более десяти процентов, - говорит кандидат медицинских наук, преподаватель курса гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии Лидия Демакова .

Ребята, занимающиеся в спортивных секциях, перед соревнованиями обязательно проходят осмотр врача. Перед уроками физкультуры этого не делают. Но физрук может неверно оценить возможности подопечного. Или следовать пожеланию родителей, которые хотят, чтобы сын или дочка росли сильными, ловкими да умелыми.

Почему еще погибают школьники, которые находятся на попечении педагогов? Есть случаи, когда дети друг друга толкнули, поиграли в опасную игру, похулиганили. Неудачное падение - и ребенок без сознания на полу. Здесь всегда виноваты будут учитель и директор школы, которые не обеспечили безопасность на уроках и переменах. Но несчастные случаи тем и плохи, что непредсказуемы.

Летальные исходы не исключены на уроке химии - если у ребенка аллергия на определенные препараты.

Многие ЧП объясняются так называемым эффектом внезапной смерти. То есть ребенок выглядел абсолютно здоровым. И норматив, который ему задали, он выполнял и перевыполнял не раз. Но что-то пошло не так.


Приобщаться к здоровому образу жизни нужно с детского сада

Опасный синдром

Есть внешние признаки, по которым можно определить, что человек рискует внезапно умереть. Речь идет о врожденной генетической патологии.

Если сын или дочь имеют астеническое телосложение - невысокий, худой, с длинными руками и пальцами, узкой грудной клеткой - будьте особенно внимательны, - предупреждает педиатр Галина Новицкая . - У таких детей часто встречается искривление позвоночника и гипермобильность суставов. Малыш с легкостью встает на мостик, закидывает ногу за голову и растягивается на шпагат. Но прежде чем давать гуттаперчевым мальчику или девочке серьезные физические нагрузки, необходимо сделать как минимум УЗИ сердца, чтобы удостовериться, что нет порока развития митрального клапана, аневризмы аорты. Эти причины чаще всего объясняют внезапные смерти подростков. Не менее тревожна аномалия развития со стороны альвеол и бронхов. Но такие дети, как правило, выявляются при плановых обследованиях.

Не отмахивайтесь от жалоб ребенка на здоровье. Особенно от проблем кардиологического профиля. Боли в области сердца, головные боли, гипотония - не шутки. Донесите до своих чад, что, если они им стало нехорошо на уроке физкультуры, не надо бежать кросс или подтягиваться через силу.

Бег - атлетическое упражнение, которое напрямую влияет на сердце. Неважно, какую дистанцию вы бежите - один километр или десять, важно, на каком пульсе. Для взрослых эта цифра - не более 120 - 130 ударов в минуту, для детей - до 140 - 150, - делится опытом марафонец Семен Марутин . - Даже самый неподготовленный человек пробежит на низком пульсе десять километров, но может умереть на двухсотметровке. Если вы только начинаете, обязательно купите пульсометр. Либо следуйте правилу: можете спокойно разговаривать на бегу? Значит, пульс у вас низкий. На нем и бегайте, это безопасно.

ЦИТАТА

Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ:

- Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png