Илларион Михайлович Прянишников Работы на Викискладе «Крестный ход». 1893. Масло Илларион Михайлович Прянишников (1840 1894) русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действитель … Википедия

    Большая биографическая энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - , русский художник жанрист, действительный член петербургской АХ (1893). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К.… … Большая советская энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко; преподавал там же (1873 94), среди учеников В. К. Бялыницкий Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин. Член учредитель ТПХВ (см. Передвижники).… … Художественная энциклопедия

    ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович - (1840 1894) российский живописец. Передвижник. Жанровые картины проникнуты сочувствием к страданиям бедняков (Шутники, 1865, Порожняки, 1872) … Большой Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - Прянишников (Илларион Михайлович, 1839 94) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1 й степени, жил и работал в Москве. Его картины,… … Биографический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), живописец. Член Товарищества российских художников передвижников. Жанровые картины отличаются меткостью психологических и социальных характеристик («Шутники», 1865; «Порожняки», 1872). * * * ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович… … Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… …

    Прянишников, Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894) русский живописец передвижник, создатель жанровых картин, выпускник и преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества … Словарь литературных типов

Прянишников Илларион Михайлович

Цена по возрастанию Цена по убыванию

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.


Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Одним из наиболее последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок был Илларион Михайлович Прянишников. Его картины были созвучны главной идее передвижничества в жанровой живописи - создавать произведения, которые отражали бы проблемы, волнующие российское общество.
В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: Мальчик-коробейник (1864), Чтение письма в мелочной лавке (1864), Шутники. Гостиный двор в Москве (1865). При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку, и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Уже в первых работах И. Прянишникова проявился стиль, характерный для всего последующего творчества художника. Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме.

Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки», изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели - служению народу.
Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И.М. Прянишникова - истинные герои войны с французами. В середине 1870-х Прянишников участвует в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он являлся преподавателем (1873-1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вся его жизнь и творчество - пример верности установленному в молодости нравственному кредо.

Прянишников Илларион Михайлович

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ Прянишников Илларион Михайлович,1840-1894-русский художник и педагог,мастер жанровой живописи

В ожидании шафера, 1891

Сельский праздник, 1870

В. Г. Перов. Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862.

Прянишников Илларион Михайлович (Pryanishnikov Illarion Mikhailovich), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Родился 20 марта 1840 года в селе Тимашово Московской губернии (в настоящее время Калужская область). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1866) у Евграфа Семеновича Сорокина и Сергея Константиновича Зарянко. В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1 статьи.

Чтение письма в мелочной лавке, 1864

Уже в первых работах начала 1860-х годов ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. В картине "Шутники" художник изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники.

Шутники. Гостинный двор в Москве, 1865

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей; второй вариант картины - 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Порожняки, 1872

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.

Эпизод войны 1812 года,1874

Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Спасов день на севере, 1887

Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.

Госпожа Белюстина М.Г.,

Порубка, 1874

Возвращение с ярмарки, 1883

Жестокие романсы, 1881,

Конец охоты, 1884

Дегустаторы, 1860-е годы,

Калики перехожие, 1870

Дети на рыбалке, 1882

На Лысой горе, 1880-е

На тяге, 1881

Охота пуще неволи, 1881-1882

Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии, 1890,

В мастерской художника, 1890

Воробьи. Ребята на изгороди,

Любитель, 1860-е

Крестьянин с рогатиной на плече

"Погорелые". 1871

Пасха 1885 г

У церкви.

Церковный староста.

У тихой пристани

Задворки.

Крестный ход, 1893

http://smallbay.ru/pryanishnikov.html

В живых образах малозначительной, на первый взгляд, сцены Прянишников раскрыл явления, характерные для купеческой среды - грубое издевательство над слабым и бедным, калечащую людей власть денег. Художник избрал местом действия Гостиный двор - это средоточие торгового мира Москвы, где в наиболее обнаженной форме проявилось истинное лицо купечества.

В картине Прянишников отказывается от гротеска. Образ чиновника настолько разработан, что его биография становится ясной с первого взгляда; медаль за двадцать лет беспорочной службы, порыжевший от времени, но опрятный костюм старика, его седые, аккуратно подстриженные волосы свидетельствуют о том, что перед нами человек, честно трудившийся всю свою жизнь, и только беспросветная нужда заставляет его идти на унижение. Подобно режиссеру, точно и продуманно определяет художник значение каждого участника этой сцены, как бы демонстрируя перед зрителем все степени купеческой иерархии. Все это люди, измеряющие достоинство человека толщиной его кошелька. Подчеркивая тупость и жестокость этого мира, художник раскрывает социальную трагедию «маленького человека» . В его произведениях каждая деталь говорит. Так, например, в картине «Чтение письма» икона была дана просто как деталь обстановки овощной лавки; в «Шутниках» та же деталь заиграла по-новому, заставляя острее понять ханжескую мораль купцов, которым показная набожность не мешает издеваться над бедняком.

Г.Г МЯСОЕДОВ

Одним из типичных представителей жанровой живописи 70-х годов был Г.Г. Мясоедов (1835-1911). Лучшим его произведением является картина «Земство обедает» (1872). В ней он показал лицемерный, антинародный характер «крестьянской» реформы, отнюдь не уничтожившей сословных перегородок, делящих общество на господ и мужиков.

Земство обедает

КОСЦЫ

На своей картине «Косцы» Г.Г. Мясоедов изобразил страдную пору – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью – собрать и сохранить налившуюся рожь. На картине Мясоедова изображено бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, где оно сливается с бесконечным небесным пространством. Это жаркий полдень: пейзаж словно пропитан жарким солнцем. Высокое ясное небо широко раскинулось над морем золотой ржи. В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом косой они словно приближаются к зрителям. Первым выступает могучий старик с седой бородой. Сильными, свободными движениями срезает он рожь. Русые с проседью волосы перехвачены венком из золотых колосьев, словно короной. Лицо его спокойно и сосредоточено, он поглощён работой. За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверено машет он косой. Его широкое лицо обрамлено бородой, взгляд устремлён на колосья. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстёгнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Он только учится у старших. Рядом с косцами сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины работают наравне с мужчинами. Этот труд очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать весь урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму. И Мясоедов, несомненно, поэтизирует этот тяжкий труд. Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся этим величественным пейзажем. Художник сумел передать красоту и мощь русской природы.

(1840 — 1894)

Илларион Прянишников – яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его творческая жизнь с юности и до последнего дня оказалась неразрывно связана с этим объединением и его эстетикой.

Прянишников был одним из его учредителей, руководил его московским отделением, дружил со многими его участниками, вместе с ними преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пестовал и направлял новое поколение мастеров-реалистов.

В своем творчестве он продолжил направление острой социальной критики, заданное его старшим современником и товарищем по искусству Василием Перовым, развивая его в русле «новелл в живописи». Прянишников прекрасно знал отечественные типы и нравы, обладал мягким юмором и сочувствием к простому человеку – он и сам познал бедность.

В юности он служил у лавочника и был свидетелем многих сцен, аналогичным тем, которые мы видим на его полотнах. Таковы, например, его знаменитые «Шутники», принесшие славу и официальное признание художнику.

Каждая его картина была меткой и наблюдательной сценой из жизни. Вместе с тем, Прянишников не бичевал пороки, не произносил страстных, но однобоких приговоров – он, храня верность передвижничеству, в то же время, по словам Александра Бенуа, «отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности».

Прянишников – истинно московский художник, он писал: «Для нас, русских жанристов, Москва – клад». Это ключ к пониманию работ мастера, всегда остававшегося жанристом, но привнесшего в этот жанр много нового, своего, типично прянишниковского.

Он не был эпигоном и двойником Перова, как многие воспринимают и сейчас его творчество, в его произведениях больше юмора, воздуха, света, движения.

Особым светом, красивой и сдержанной серебристой живописью отличаются его большие поздние полотна – «Спасов день на Севере» (1887) и «Крестный ход» (1893), где именно цвет определяет спокойную гармонию и праздничность настроения.

Нельзя не отметить и педагогическую деятельность Прянишникова – более двадцати лет он преподавал в МУЖВЗ, где среди его учеников были такие выдающиеся мастера отечественного искусства как М.В.Нестеров, С.И.Светославский, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, А.С.Степанов, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бируля и многие другие.

Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье.

Учился в Московском училище живописи и ваяния в 1852-1855 и 1857-1865 годах у Е.Я.Васильева, С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина, награжден малой и большой серебряной медалями.

В 1875-1877 принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя. Обращался к книжной иллюстрации, работал в технике офорта и литографии.

В 1873-1894 годах преподавал в МУЖВЗ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870, член правления московского отделения ТПХВ). Действительный член ИАХ (с 1893).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png