7 октября 2015 года в Большом Афанасьевском переулке в Москве открылся «Международный нумизматический клуб» с экспозиционным музейным залом. Расположен музей в отреставрированном историческом здании палат Зиновьевых-Юсуповых, построенных в XVII веке.

Музей МНК создан по инициативе Вагита Алекперова, Президента ПАО «ЛУКОЙЛ». Экспозиция музея полностью сформирована на основе личной коллекции В.Ю. Алекперова.

Музей МНК осуществляет тесное взаимодействие с научным и музейным сообществом и поддерживает исследования в области нумизматики.

Музей МНК является членом авторитетнейших российских и международных организаций:
- Союз музеев России
- International Council of Museums, ICOM (Международный совет музеев)
- International Numismatic Council, INC (Международный нумизматический Совет)

Основные цели деятельности музея:

  • способствовать развитию и популяризации нумизматики;
  • придать новый импульс для развития интереса к отечественной и всемирной истории;
  • способствовать развитию частного музейного дела.

В связи с этим, в стенах музея планируется устраивать тематические выставки как государственных, так и частных собраний; проводить конференции, лекции.

Музей оборудован современным интерактивным оборудованием. На планшетах можно посмотреть описания монет; рассмотреть изображения лицевой и оборотной сторон монет, сфотографированных в отличном качестве и с высоким разрешением. По каждой витрине дается дополнительная информация об эпохе, событиях и личностях.

О здании

Палаты Зиновьевых-Юсуповых, находящиеся в Большом Афанасьевском переулке, - это старейший дом района, единственные большие каменные палаты XVII века к северу от Пречистенки. Даже то, что его фасад выдается за красную линию переулка говорит о том, что стоит он тут очень давно и имеет долгую историю.

В 1685 году стольник П. Зиновьев выстроил здесь каменные палаты и потом более ста лет владельцами дома были представители дворянского рода Зиновьевых. Одной из них была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна. В конце XVIII века дом перешел во владение к прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу Толстому. Последним владельцем этого дома до революции был брат жены Льва Толстого Александр Андреевич Берс - действительный статский советник, Орловский вице-губернатор.

В 2010 году была начата реставрация здания, оконченная в начале 2012 года. За эту работу Центр традиционной культуры «Преображенское» (руководитель проекта - архитектор Татьяна Борисова) получил премию конкурса «Московская реставрация - 2012».

15 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге в рамках IV Международного культурного форума состоялось награждение президента ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова премией «Феникс». Награду вручил министр культуры РФ Владимир Мединский. Премия присуждена за содействие в сохранении памятников архитектуры и их приспособление к современному использованию.

Вот мы и выбрались в «Музей международного нумизматического клуба» в Большом Афанасьевском переулке, д. 24.
Выбрались.
Полюбовались.
Подбор материала, конечно, нереально шикарный. И по качеству, и по цене. В большинстве случаев – состояние монет такое, какое в жизни почти и не увидишь – только на картинках в Интернете, и в каталогах супер-пупер дорогих аукционов.

Это, конечно, не вся коллекция, а, её своеобразный “срез”, представленный в одном, весьма небольшом зале. Видимо, и исходя из размеров зала, количество посетителей на одну экскурсию ограничивается – не более десяти человек. Нет, это разумное ограничение, если народа в группе будет больше, они уже друг другу мешать будут, и толкаться у витрин.

Информация с сайта музея:
“Выставка, приуроченная к открытию «Международного нумизматического клуба» в Большом Афанасьевском, представляет монеты, которые были приобретены за последние 2-3 года. Эта экспозиция дает полное представление об основных темах, составе, степени сохранности и редкости экземпляров, находящихся в коллекции В.Ю. Алекперова”.
На выставке представлено 696 монет, иллюстрирующих все разделы коллекции.
Раздел «Античные монеты» представлен монетами Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи.
Монеты Рима занимают самую большую часть экспозиции. Общее количество выставляемых римских монет - 213 экземпляров.
Раздел «Монеты зарубежных стран» представлен подборкой европейских талеров.
В разделе «Монеты России» экспонируются золотые монеты от времен Петра I, до Николая II. Отдельно выделены платиновые монеты, отчеканенные в XIX веке при императоре Николае I (чеканились с 1828 по 1845 годы).





Видно, что, вбуханы в эту подборку нереально большие деньги. Но, конечно, несколько шокировали слова экскурсовода, что хозяин коллекции начал её собирать по принципу “я собираю ТОЛЬКО золото” (и только совсем недавно, в собрании появилось серебро – мощные, тяжёлые, красивые западноевропейские талеры).
Но, ведь, нумизматика – это же, всё-таки, наука!
Историческая дисциплина! А, одним из основных принципов научного подхода является комплексность. Именно – комплексность!
Как?! Ну как можно, волевым решением выдрать золото из всей линейки номиналов, находившихся в обращении, и решить – “вот золото я собираю, а, всё остальное - неинтересно”? Нет, конечно, “хозяин - барин”, и ему виднее, на что свои деньги тратить, но, всё же...
Но, по нюансам подбора материала, видно же, что это собрание формировал не нумизмат как таковой, увлечённый нумизматикой, как наукой, не историк, не учёный, а, формировал его “мешок с деньгами”, с неограниченной платилкой…
Это просто, какой-то противоестественный, сугубо антинаучный подход, от бешеных денег, и от отсутствия глубокого конструктивного понимания истории, как у какого-нибудь разбогатевшего купчины из середины XIX века – “А вот сделайте-ка мне БОХАААТО!!! И, ЗОЛОТА, ЗОЛОТА – ПОБОЛЕЕ!!! ПлачУ за всё!!!”



Сделали.
Нет, качество и подбор монет – действительно, шокируют и потрясают. Потрясают, и более чем просто впечатляют - шикарным состоянием, ценой и редкостью материала. Я-то, конечно, просто влип носом в свою любимую Византию, но, там и помимо Византии, множество чего можно было посмотреть.


Касательно качества и редкости представленного материала, ключевыми словами являются “уникально”, “восхитительно”, и “изумительно”. Потрясающая подборка древнеримского золота, и золото Боспорского царства, и, золото Понтийского царства, и, уникальная по состоянию фокейская гекта с экзотическим забавным мутантом - "петухо-грифоном", и с тюленем справа (возможно – в состоянии, лучшем известным в мире состоянии такой монеты), и статеры, гекты, кизикины, и Александр Македонский, и красивый Митридат Евпатор…



Далее – сильнейшая по состоянию экспозиция золота древней Греции.



Шикарно представлены практически все императоры Рима, начиная с самых ранних, и, через кровавую и сумбурную эпоху "солдатских императоров", до самых поздних, и до распада Империи и т.д. Впечатлил редкий солид - Манлия Скантилла (супруга императора Дидия Юлиана, который правил всего-то два месяца)…



Увидел наконец золото самозваного римского императора Караузия, захватившего Британию, которое тот чеканил в Лондинии (нынешний Лондон). Очень многое, чего увидел впервые. Сохранность монет просто потрясает, видно, что состоянию (очевидно, в большинстве случаев, именно состояние и явилось решающим фактором, при принятии решения о приобретении той, или иной монеты) и хранению придаётся первостепенное значение. Мы взяли в музей огромного диаметра лупу, думали, через витрину что-то поближе рассмотреть, так вот, она нам ни разу не понадобилось. Там очень удобная организация экспозиции – рядом с каждой витриной вмонтирован компьютерный планшет, где можно с шикарным разрешением, и, в любом размере, вызвать фотографию любой монеты, и, так-сяк её покрутить на экране, развернуть, увеличить-уменьшить, почитать описание, и, с собой никакую лупу тащить не нужно…
Византия.
Византия…
Византия!
Просто, как прилип к витрине, оторваться не мог… Достаточно сказать, что, солиды Юстиниана II Риномета в кои-то веки, редко-редко, раз в несколько лет попадаются в клубе, а тут – пожалуйста, в угловом сегменте витрины, лежит такая милая кучка – два солида первого правления, и один – второго… И Поздний Рим, через династию Феодосия, и Лев Макела, и Зенон, и, Василиск, заморенный голодом, вместе со всей семьёй, в крепости Кукузе, по распоряжению Зенона, и Анастасий Дикор, и, дальше-дальше-дальше…
К сожалению, каталога собрания – нет. Говорят – только готовится.
На входе есть только небольшие буклетики, листовки, и брошюры.
Нет, понравилось, что там говорить, конечно, понравилось. Такое собрание любому, небезразличному к истории посетителю, не может не понравиться…

Но, всё-таки, какой-то такой (этакий), не очень приятный осадок остался…
Сейчас попытаюсь пояснить…
Когда открытие музея анонсировалось, в прошлом октябре, с громким шумом, и с фанфарами журналисты и корреспонденты, чуть ли не хлопая от восторга в ладоши, рассказывали и про этот особняк, и, про этот супер-пупер уникальный музей, он везде, с восторгом, описывался, как общедоступный… Ну да.
Общедоступный, кто бы спорил?
На посещение музея нужно, сильно заранее, записываться на сайте. Потом – служба безопасности будет неделю проверять каждого записавшегося (как именно проверяют – не спрашивайте, мне сие неведомо). Записался в первый раз. На электронную почту пришло сообщение, что “Проверка службой безопасности Музея завершена”. Итоги проверки – проверку прошли успешно (ах счастье-то какое, кто бы мог подумать, я проверку прошёл успешно…), и билет по электронной почте прислали…
А потОм – через несколько дней звонят из музея, и говорят (очень вежливо, и с извинениями), что, вот, у них произошли организационные изменения, в силу организационных моментов… принять посетителей не смогут.
Ну что же тут поделать?
Очень жаль.

Записались повторно. Опять точно такой же порядок – всё заново.
На электронную почту опять пришло сообщение, что “Проверка службой безопасности Музея завершена”. Итоги проверки – опять проверку прошли успешно (кто бы мог подумать…), и билет по электронной почте снова прислали…
Дальше – вы уже наверное догадались…

Через несколько дней звонят из музея, и говорят (очень вежливо, и с извинениями, этого у них не отнять), что, вот, у них произошли организационные изменения, в силу организационных моментов… Принять посетителей в то время, на которое мы записались, они не смогут, и, просят найти возможность – прийти пораньше на четыре часа. Но, мы же уже выстроили свои планы на выходные, с учётом посещения музея именно на 16-00. И, возможность всё поломать, и выбраться к ним в 12-00 мы просто физически не нашли. Ведь, наверное, мы что-то планировали на выходные – не просто так, “от фонаря” а, с учётом своих планов, и всяких семейных нюансов!
Ну что же тут поделать?
Опять - очень жаль.

Записались в третий раз.
Очаровательно. Когда мне опять позвонили из музея незадолго перед посещением – я уже как-то нервно задёргался, думал – опять отменяют. Фффуу – выдохнул. Нет, на этот раз звонили очень вежливо, как всегда вежливо – просто, спрашивали всё ли у нас остаётся в силе, и, точно ли мы придём, и просили прийти пораньше минут на 15-20 (об этом на билете тоже написано)…
Мы – точно пришли.
В итоге – нам удалось попасть в музей только с третьей попытки, после двух отмен. Нет, они, конечно, там все очень вежливые и предупредительные, этого точно у сотрудников музея не отнять, но, ощущение на душе, всё равно – мерзопакостное, как будто бедный родственник, в рванине и босиком, стоишь под дверью миллионерского особняка, и, жалобно скребёшься в дверь, и слёзно просишь – “Ну пустииите нас… Ну пожааалуйста… Ну пустииите нас… Ну пожааалуйста… Ну мы будем хороооошими…”
Подошли к особняку. Позвонили в дверь.
Нам через трансляцию сказали идти налево к железной калитке, и ждать – “охранник к вам сейчас выйдет, и впустит”.
Интересно – а зачем было просить прийти пораньше на 15-20 минут, если, в итоге охранник с каменным видом, весь с крайним осознанием собственного достоинства (ну точно, как швейцар в советском ресторане), появился, и неторопливо открыл калитку, и начал проверять паспорта (да, без паспортов туда вообще не пускают) появился только без пяти минут до назначенного времени?
При этом, нужно учитывать, что, вообще никакого помещения для ожидания, когда же посетителей впустят, никакого ни тамбура, ни прихожей, ни навеса, там вообще ничего такого не предусмотрено. Ладно, если бы это было лето, но, нам пришлось 15 минут ждать на улице под ветром, и, под ледяным дождём со снегом!
Ах надо же, какая там у них крайне серьёзная система безопасности!
Надо же, какие у них там строгости – впускают строго по одному, перед носом следующего посетителя дверь закрывают, и, каждого вошедшего внимательно обыскивают с металлоискателем – “А это у вас – что?” “А это – почему металлоискатель пищит? Выверните карман, там какой-то металл” “Оружие – есть?!”.
Ага! Есть! Конечно, есть! :(Три пулемёта, базука, и, ящик гранат впридачу, мы же, ведь, без этого по музеям-то и не ходим! :(

Понятное дело, каждое частное заведение может у себя устанавливать любые, какие сочтёт нужным, правила безопасности, и любые условия допуска на свою территорию – “хозяин - барин”, и, этим всё сказано… Но, не слишком ли они “перегибают палку”, демонстративно показывая посетителям всеми этими многоступенчатыми процедурами, при записи и при входе, какие сказочные, и несказанно дорогие ценности и редкости сейчас вам (может быть) разрешат увидеть?
Что у них вообще такого, нереально-сказочного-невозможно-уникальн ого? Монеты – да, интересные и редкие, да, с этим никто не спорит.
Но, у них там - что? Можно подумать, что там, Мона Лиза? Бюст Нефертити? Маска Тутанхамона? Мадонна Лита? Мадонна Бенуа? Афродита Таврическая? Венера Милосская? Афродита Голенищева? Так вот, там, где есть все эти, действительно СКАЗОЧНЫЕ и УНИКАЛЬНЫЕ ценности – там такой системы предварительной записи, и входа только по паспортам, и унизительных демонстративных обысков при входе – нет!
Мне, есть с чем сравнить!
Например, за долгие годы посещений, и общения с сотрудниками “Музея русской иконы” на Гончарной, там я – НИКОГДА так двусмысленно, и униженно себя не чувствовал.
Хотя там – тоже, и уникальные, и потрясающе дорогие произведения искусства выставлены, и система безопасности, безусловно на высоте, и на сейфовую бронированную дверь – смотреть страшно на такого бронированного монстра, и сканирующая рамка на входе, и охрана (это же их просто нужно видеть, чтобы всё понять), охрана там явно, крайне высокопрофессиональная, ну выдают их эти стальные, жёсткие, профессионально-цепкие взгляды. И, насчёт ценности экспонатов – тоже они ничуть не уступают музею Вагита Алекперова – помню, как Сергей Брюн рассказывал, что, вот, на протяжении долгих лет, сначала в советских музеях, а потом в российских музеях просто не появлялись в экспозиции новые иконы ценой в миллион, или больше миллиона долларов, потому что, как-то “по умолчанию”, на протяжении долгих лет, такая цена считалась “сказочной и нереальной и невозможной”, и, наши музеи ни в каких аукционах, где продавались предметы такого уровня, просто не участвовали, и всё…
Так вот, Сергей с гордостью мне говорит, мы поломали эту тенденцию – посмотрите направо – вот этот наш образ Георгия Победоносца – куплен больше, чем за миллион долларов, посмотрите налево – и вот этот образ Георгия Победоносца – тоже дороже миллиона долларов, так что, смотрите, сколько хотите, хоть целый день, любуйтесь, и получайте удовольствие…
И, в музей Михаила Абрамова ни предварительно записываться не надо, ни паспорт показывать – да, предлагают вежливо на входе записаться в книгу посетителей, так, мало ли, что там посетитель напишет – хоть «Иванов Иван Иваныч», это его личное дело, что писать – паспорт-то, никто не проверяет.
Заходи – и, с 11-00 до 19-00, хоть исходись-обходись кругами, по всем 4-м этажам музея, время от времени отдыхая на удобных диванчиках, хоть по двадцать раз все иконы пересмотри, и бесплатные экскурсии там проводятся, хоть для одного, хоть для двух человек, а, потом ещё вечером, после 19-00 – и бесплатные лекции…
И совсем даже НЕ как в музее Алекперова – “экскурсионные группы численностью менее 5 человек не допускаются, а, если группа не наберётся, то, мы всё отменим, и тех, кто уже записался, вежливо пошлём нафиг”, ага… А, через час начинают с обворожительными, профессионально-слащавыми улыбками, намекать, что, в общем-то, пора бы и честь знать, и, вообще, время посещения закончено… Хотя, для такой экспозиции, полной мелких предметов, требующих пристального и внимательного рассматривания, всего один час – это явно мало.

Да, что касается девушки-экскурсовода в музее Алекперова…
Нет, она явно старалась.
Она действительно старалась.
И, она явно умненькая, или память у неё хорошая, и она просто вызубрила правильные слова – ни одного фактического ляпсуса я в процессе её экскурсии не заметил. Но, господа… Она была явно (как бы это так, покорректнее, и повежливее выразиться) она была явно … косноязычна. :(
Эти бесконечные “эканья”, “даканья-мээканья-нуканья”, неумение выстроить фразу, неумение выстроить элементарную энергичную повествовательную канву, увлечь слушателей интересными, яркими фактами и сюжетами (а там, поверьте, среди экспонатов, нюансов для ярких сюжетов – хватало) выдавали её полное профессиональное бессилие, как лектора и экскурсовода, и её неумение привлечь внимание группы, и, ничего удивительного, что, уже минут через двадцать, после начала экскурсии, практически вся группа разбрелась по залу сама по себе – сами разглядывать витрины, и, уже почти не прислушивались к её невнятному пережёвыванию.
Есть, ведь, насколько я знаю, какие-то курсы сценической речи, или, что-то вроде этого, не верю, что Алекперов не может своих сотрудников на такие курсы отправить.
Хотя, ах, что это я, в самом деле… Ведь ясно же, любому нормальному человеку ясно, что в ТАКИХ местах – случайных людей, просто по определению – не бывает. Наверняка, она “не просто так”, а, чья-то дочка, племянница, сестра, подруга, троюродная племянница, или, что-то вроде того, какого-то хорошего человека, родственника, или партнёра по бизнесу Алекперова…
Да, и ещё что там режет глаз – ошибки в описаниях на планшетах, это же просто недопустимо, в музее нумизматики вот ТАКОГО уровня, как себя позиционирует музей Алекперова, экскурсовод даже сама предупреждала (как будто это в порядке вещей) – не обращайте внимания, тут написано «Понтийское царство», а нужно – «Боспорское царство», и вот тут тоже небольшая опечатка, и, вообще у нас в описаниях на планшетах ошибки встречаются (типа – ничего страшного), ну да, ошибки действительно встречаются, и описательные, и метрологические – например, на тремиссе императора Ираклия был написан совершенно нереальный бредовый вес в 14 с чем-то граммов, ну опечатка, ну бывает…

Так что, вот такие у меня получились впечатления.
Да, фотографировать там нельзя.
Если посетителя что-то заинтересовало, то можно прислать по электронной почте запрос на конкретную монету, запрос рассмотрят и, в случае позитивного вердикта, эксперты музея пришлют свои фотографии.
Эта выставка продлится до осени 2016 года.
Затем её заменят другой экспозицией "Золото Романовых".
Всем, небезразличным к истории, и, увлечённым монетами, а в первую очередь античникам, и, интересующимся Византией, очень рекомендую посетить это собрание, пока есть такая возможность,
пока оно ещё доступно.

Международный Нумизматический Клуб , он же , находится в Москве, в отреставрированном здании палат Зиновьевых – Юсуповых

Основал международный нумизматический клуб (МНК) В. Ю. Алекперов – президент «Лукойла», именно его коллекция в большинстве представлена в музее. Клуб начал свое существование в октябре 2015 года, а позже в январе 2016 года получил «звание» музея.

Войти в Нумизматический Музей Вагита Алекперова просто с улицы и купить билет не получится. Для того чтобы приобрести билет и посетить экспозицию, необходимо заранее зарегистрироваться на сайте музея http://coinmuseum.ru/about/ . Регистрация не сложная, нужно ввести свои фамилию, имя, отчество и дату рождения, а так же электронную почту на которую Вам и отправят билеты. Приобретая билеты в музей, Вы тем самым записываетесь на экскурсию, просто походить и рассмотреть монеты не получится. Одна экскурсионная группа – это группа до 10 человек, длительность экскурсии – 1 час. Экскурсии проводятся 9 раз в неделю: 3 раза в день (12:00; 14:00 и 16:00) по вторникам, четвергам и субботам.

Так как нумизматический музей Вагита Алекперова находится в самом центре Москвы, добраться до него не составит труда. Возле музея имеется платная парковка, если Вы предпочтете личный транспорт. При выборе общественного транспорта, до музея проще всего добраться от станций метро Кропоткинская или Арбат (выход к улице Волхонка), далее на Старый Арбат и следовать по нему до поворота на Б. Афанасьевский пер. (поворот на лево), до дома № 24.

Прибыть на место желательно заранее, хотя бы за 10 минут до начала экскурсии. Далее подходите к парадной двери и говорите, что Вы пришли на экскурсию, проходите к углу здания, где охрана пропустит Вас внутрь. В здании Вас встретит экскурсовод.

Экскурсия в довольно интересная. Экскурсовод рассказывает как об истории данного заведения, так и о монетах представленных в экспозиции, а также старой литературе (так же представленной на витринах). Экскурсовод хорошо знает свое дело и если у Вас возникнут вопросы, то Вы получите на них ответы, содержащие достоверную информацию.

Фото и видео съемка в нумизматическом музее Вагита Алекперова без согласия администрации запрещена. Однако даже при согласовании съемки существует ряд ограничений, например нельзя снимать монеты вблизи.

В нумизматическом музее представлены античные монеты, средневековые и конечно монеты Российской Империи. Потрогать монеты конечно не удастся, все они находятся на стендах, под защитным стеклом. Для удобства и подробного изучения монет, возле каждого стенда и витрины имеется электронный дисплей, на котором можно увеличить изображение и прочитать информацию о заинтересовавшей монете.

Для любого нумизмата посещение нумизматического музея Вагита Алекперова станет незабываемым впечатлением и очень интересным зрелищем. Адрес: г. Москва, Большой Афанасьевский переулок, дом 24.

В Москве в отреставрированном историческом особняке Зиновьевых–Юсуповых в Большом Афанасьевском переулке открылся международный Музей нумизматики. Его основал Вагит Алекперов, президент компании «Лукойл», владелец одной из лучших нумизматических коллекций в России.

Вагит Алекперов активно занимается развитием социального предпринимательства, входит в совет фонда «Сколково», является основателем ряда благотворительных организаций, например, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Теперь он причислил к своему обширному списку социальных инициатив создание весьма необычного музея.

Нумизматика традиционно занимает особое место на арт-рынке, да и нынешняя экономическая ситуация не способствует развитию этого элитарного увлечения. Ведь нумизматика всегда подразумевала инвестиционные выгоды от продажи и покупки денег.
Оценить достоинство того или иного изделия без специальной подготовки невозможно. Закрытость этой антикварной ниши во многом обусловлена и консерватизмом российских собирателей монет.

Среди коллекционеров и оценщиков давно ходила слава о собрании монет Вагита Алекперова. Говорят, что полного каталога его коллекции не видели даже ключевые продавцы антиквариата. Но вот респектабельный нумизмат принял решение не просто показать свою коллекцию коллегам по увлечению, а затем и всем желающим, но отреставрировал для этих целей исторические палаты Зиновьевых–Юсуповых, где теперь и располагается международный Музей нумизматики. Отныне здесь представлена полная коллекция, которую бизнесмен собирал в течении долгих лет. У Музея нумизматики появился свой попечительский совет, куда вошли директор Музеев московского Кремля Елена Гагарина, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак и генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Страсть Вагита Алекперова к нумизматике проявилась еще в раннем детстве, когда он начал собирать как ничего не стоящие безделушки, так и марки и монеты. С годами увлечение превратилось в профессиональную антикварную деятельность. Находить ценные экспонаты ему помогает команда профессионалов, которые отслеживают появление на рынке наиболее редких монет. Бизнесмен-¬нумизмат собирал свою основную коллекцию на протяжении 14 лет, она насчитывает более 3 000 монет России и зарубежных стран. Эксперты утверждают, что именно российские и советские монеты являются одними из самых дорогих. К примеру, золотая российская монета номиналом 20 руб. 1755 года была продана на аукционе в Лондоне более чем за £1,5 млн.

Есть в коллекции Вагита Алекперова и такие редкие экземпляры, как монеты Древней Греции, Византийской и Римской империи, а также царской России. Помимо своего собрания, он включил в представленную экспозицию экземпляры частных коллекций других нумизматов, а также экспонаты государственных музеев.

Выставка позволяет проследить историю денежных знаков от петровских времен до наших дней. Посетитель может увидеть рубль 1756 года, 5 рублей 1886 года, так называемые пробные монеты Российской империи, червонцы 1701 и 1711 годов, монеты из платины времен Николая I - 6 рублей 1836 года и 12 рублей 1844 года.

Весьма интересны экспонаты античной эпохи: гекта города Фокея (середина V века до н.э), монета самопровозглашенного римского императора Караузия – в мире осталось всего несколько таких экземпляров. И все же российская тема является основной в коллекции, при этом акцент сделан на благородных металлах, золоте и серебре.

Выставочный зал международного Музея нумизматики рассчитан не только на постоянную Экспозицию. Он удобен и для проведения выставок, конференций, в нем располагаются Библиотека и Клуб нумизматов. Реконструкция здания заняла пять лет, ключевой частью подготовки был монтаж охранной системы. Попасть в музей можно бесплатно, но пока по предварительной записи. Организаторы обещают, что с января 2016 года он заработает в обычном режиме.

Лариса Калашникова

В кулуарах московских нумизматических аукционов давно поговаривали, будто президент «Лукойла» владеет едва ли не лучшей в России коллекцией монет. Насколько она велика и что там имеется, не было известно до октября 2015 года, когда Вагит Алекперов открыл в Москве, в отреставрированном особняке в районе Арбата свой Музей нумизматики. В экспозиции более 700 монет: Древняя Греция, Римская империя, Византия, средневековая Европа, Российская империя, РСФСР и СССР. Это лишь четвертая часть коллекции Алекперова, но вполне представительная. Самая старая монета в музее — золотая гекта города Фокея 480-450 годов до н. э. (по данным Forbes, куплена в 2012 году на аукционе Nomos за 12 500 швейцарских франков, или $13 500). Самая молодая — серебряные 20 копеек 1931 года (не менее $7000). Наименее ценная монета — 20 копеек 1922 года в идеальном состоянии (примерно $1000). Самая дорогая — платиновые 12 рублей 1844 года (куплены в 2013 году на аукционе Maison Palombo за 380 000 швейцарских франков, или $410 000).

«В монетах есть история. В каждой из них сосредоточена, наверное, целая эпоха, — объясняет хозяин коллекции. — Это материал, не подверженный влиянию времени. Особенно если это благородный материал».

На одном из стендов красуется крохотная — всего полграмма — золотая копейка Смутного времени с именем Владислава Жигимонтовича. Московские бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава и присягнули ему в августе 1610 года. Избранный царь в Москве не появился, зато там разместилось иноземное войско. Золотые копейки (каждая равнялась 10 серебряным) чеканились для выплаты жалованья офицерам и солдатам. Но Смута продолжалась, казна скудела, в монету обращалась церковная утварь и золото с «государева наряда». Поляки были изгнаны из Москвы в октябре 1612 года ополчением князя Пожарского. Золотых копеек Владислава Жигимонтовича уцелело очень мало, они крайне редко попадаются в кладах. На аукционе «Монеты и медали» в 2010 году такая копейка ушла за 175 000 рублей.

Другой стенд, почти три столетия вперед: золотой империал 1896 года в состоянии proof (полированный чекан). В первые годы царствования Николая II золотые монеты для обращения не чеканились. Правительство Витте готовило реформу, которая должна была устранить сложившуюся диспропорцию ценности кредитного и золотого рубля и жестко привязать бумажный рубль к золоту. Госбанк создал золотой запас, соответствующий сумме кредитных билетов в обращении с учетом запланированной девальвации, и в 1897 году началась чеканка новых золотых — в полтора раза легче прежних. Десятирублевки с надписью «империал» и в старом весе выпускались в 1895-1897 годах по высочайшему заказу для подарков (по 125 штук в год). Уже в начале XX века они считались нумизматической редкостью. Аукционная цена империала 1896 года proof — $175 000-185 000.

«История коллекции началась с монет Российской империи, а точнее, с золотых монет, — рассказывает Алекперов. — Это направление представлялось мне самым интересным. Даже рядовые монеты по этой тематике было непросто собрать, поскольку для коллекции отбирались только лучшие по сохранности экземпляры. Постепенно сфера моих интересов расширилась, и я принял решение пополнять коллекцию золотыми античными монетами. Серебряные монеты советского периода представлены для формирования более полной картины, это же относится и к европейским талерам».

Золотых монет царской России в музее 125. Начало регулярному выпуску золотых денег положил Петр I, приказав в 1701 году чеканить червонцы — монеты в весе европейского дуката. Месторождений драгоценного металла в России еще не разведали, казна закупала через Сибирь китайское золото, тиражи червонцев потому были невелики — несколько тысяч в год. В коллекции Алекперова есть экземпляр первого червонца (аукционная стоимость не менее $50 000). Но более ценен червонец 1711 года: двуглавый орел держит четыре Андреевских флага, символизирующих господство над Азовским, Балтийским, Белым и Каспийским морями. Правда, до присоединения Прибалтики тогда еще было далеко, а выход к Азовскому морю Россия в том году потеряла в неудачной войне с Турцией. Возможно, потому золотые с таким вариантом герба больше не чеканились. Червонец 1711 года, принадлежащий главе «Лукойла», куплен в 2011 году на Sincona за 75 000 швейцарских франков (около $85 000).

Уроженец Баку, Вагит Алекперов вспоминает, как в детстве постоянно что-то собирал — марки, спичечные коробки, винные наклейки. Когда учился в средней школе, соседка по дому подарила ему кипу дореволюционных ценных бумаг, хранившихся в семье. Отсюда, говорит миллиардер, и началась его любовь к истории денег и монетам, длящаяся уже более 50 лет. «Конечно, в разное время финансовые возможности разные были, — замечает он. — Но коллекция формировалась всегда. Работая в Западной Сибири, я иногда приезжал в Москву и бывал на Таганке [неформальное место сбора коллекционеров у магазина «Нумизмат». — Forbes]. Там покупал монеты. Это был конец 1970-х, когда я уже хорошо зарабатывал и имел возможность приобретать».

Времена походов по «толкучкам» давным-давно прошли. По словам Алекперова, у него работает группа экспертов, следящая за нумизматическим рынком, российским и международным. «Главный фактор — насколько монета дополняет коллекцию. У меня как коллекционера, конечно, есть свои пристрастия, и именно это играет важнейшую роль в принятии решения о покупке той или иной монеты», — объясняет он.

По теме царской России исключение сделано для платины. Российская империя была единственной страной, выпускавшей платиновые деньги для обращения, — позволяли богатые, сравнительно легкие для добычи россыпи Урала и придуманный инженером Соболевским удобный способ получения ковкой платины. Платиновые трехрублевки чеканились с 1828 по 1845 год десятками и сотнями тысяч штук, монеты номиналом 6 и 12 рублей — тысячами. Но в какие-то годы выпуск ограничивался одной-тремя сотнями и даже единичными экземплярами — для продажи состоятельным коллекционерам. Например, шестирублевок в 1836 году было сделано всего одиннадцать. На аукционах они, само собой, появляются нечасто и неизменно растут в цене. У главы «Лукойла» имеется такая монета в состоянии proof — она выставлялась в марте 2013 года на Kuenker и была продана за €150 000 при эстимейте €24 000.

«У меня есть три платиновые монеты, абсолютно случайно приобретенные шесть лет назад. Они очень ценные, таких всего по два экземпляра», — гордится Вагит Алекперов. Упоминая об этом комплекте 1839 года, он чуть ошибается. Трехрублевок тогда отчеканили шесть штук, а шести- и двенадцатирублевок — действительно, по две штуки. Один платиновый комплект 1839 года хранится в Эрмитаже. Другой, насколько известно Forbes, некогда принадлежал российскому финансисту, купившему монеты в 2001 году на аукционе банка UBS за $150 000. По всей видимости, этот комплект и перешел в собственность Алекперова. Сколько он может стоить сейчас? По мнению Игоря Лаврука, гендиректора фирмы «Монеты и медали», — около $1 млн.

«Каждый коллекционер — это эгоист, — признается Вагит Алекперов. — Он любит свою коллекцию. Мне всегда нравилось перекладывать монеты с одного места на другое. Я могу заниматься этим часами. Но я считаю, что если ты собрал красивые вещи, то их должны видеть люди. Мой музей будет открыт для свободного посещения. Создадим здесь клуб нумизматов. Я уверен, что он сможет эффективно функционировать, потому что членские взносы будут минимальные. Будем проводить лекции, обмениваться информацией, переиздавать литературу. Вы знаете меня — когда я за дело берусь, никогда не останавливаюсь на полпути, все довожу до логического завершения. К сожалению, мой сын не перенял от меня любовь к монетам, поэтому музей и нумизматический клуб не будет поддержан правом наследования. Будет создана система, которая позволит музею и клубу функционировать долгие годы и после меня».

Лет пять тому назад, вспоминает миллиардер, он увлекся античными монетами: «За ними тысячелетия. Мы историю Древнего Рима во многом знаем по монетам, которые тогда выпускались». Парадокс, но золото Древней Греции и Римской империи стоит не дороже, а иногда дешевле редких монет XIX-XX веков. Нумизматический рынок — абсолютное воплощение закона спроса и предложения. Цена монеты определяется не ее возрастом, типом металла и художественными достоинствами (хотя все это имеет значение), а числом и платежеспособностью собирателей, увлеченных конкретной темой. Античные монеты очень разнообразны, для коллекционирования требуется масса специальных знаний, потому и спрос на них иной, чем на монеты последних столетий, более понятные во всех отношениях.

В музее Алекперова представлены 226 древнегреческих и римских монет. Среди них — прижизненная ¼ статера Александра Македонского, отчеканенная в городе Сарды. Состояние — uncirculated. Монета приобретена в 2013 году на аукционе Sincona за 5000 швейцарских франков (примерно $5200). Это цена, сопоставимая со стоимостью некоторых советских монет, интерес к которым за последнее время сильно вырос. Для сравнения: в экспозиции музея есть серебряные 20 копеек 1931 года без следов обращения — состояние «превосходное». На торгах фирмы «Монеты и медали» в 2011 году аналогичный двугривенный, но в состоянии «очень хорошее» продан за 200 000 рублей (около $7300). Чем примечательна такая монета? 1931-й — последний год существования серебряных денег в СССР. Выпуск серебряных монет не прекращался, пока не была налажена чеканка медно-никелевых. Некоторое количество серебра ушло в оборот (и потом изымалось), остальная часть тиража 1931 года пошла на переплавку.

Но серебро в коллекции Вагита Алекперова — исключение, подтверждающее правило. «Мне интересно собрать такую коллекцию, которая представит историю развития чеканки в России и мире, — раскрывает свою цель бизнесмен-нумизмат. — Поскольку это крайне амбициозная задача, я пока ограничиваю себя золотыми монетами».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png