Елена Абросимова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги»
Цель : Учить детей определять пространственное расположение предметов ; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С» ; упражнять в правильном употреблении предлогов в речи ; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент. Логопед : Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушаете и выполняете быстро то, что я прикажу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо.
Логопед : Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на крыше и т. д. и к нам прилетела красивая снежинка. На ней что-то написано. Это задания. Послушайте их :
«Возьми красный кубик, Толя. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)
2. Знакомство с предлогами .
Логопед : Кубики лежат наверху или внизу предмета ? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА» . На столе, на шкафу, на стуле.
Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу. стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА» . Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.)
Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.
предлога «НА»
3. Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)
Логопед : Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он спрятался в кроватке -
С нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём его искать!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (На окне, на полу, на шкафу и т. д.)
4. Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок)
Логопед : Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА» .
На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей - на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.
Где птички клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот?
Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?
5. Знакомство с предлогом ПОД .
Логопед (показывает детям схему предлога «НА» : Какое маленькое слово обозначает эта схема?
На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотрите, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто может сказать, где лежит мяч? (Внизу)
Логопед : Когда предмет находится внизу другого предмета , мы используем маленькое слово «ПОД» . Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем говорится в предложении .
Послушайте : положите кубик. стул. Понятно? (Нет) . А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомните маленькое слово «ПОД» !
Демонстрируется карточка со схемой предлога .
6. Упражнение «Куда закатился мяч?»
На фланелеграфе логопед перемещает мяч под разные предметы , а дети называют, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т. д.)
7. Упражнение «Незнайкины ошибки»
Логопед : Незнайка опять получил двойку. Он неправильно подобрал маленькое слово в предложении . Давайте исправим ошибки Незнайки.
Яблоки упали на яблоню.
Подберёзовики растут в берёзах (под березами) .
Мышка спряталась в грибок (под грибок) .
Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой) .
8. Упражнение «Во что завернём игрушку?»
Логопед : Посмотрите на стол и назовите, что вы видите? (Салфетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, платок.) У меня есть игрушка. Как вы думаете, во что из этих предметов её можно завернуть ? (В салфетку, в газету, в платок, в полотенце.)
Какое маленькое слово вы называли? (В.)
А теперь слушайте внимательно. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В» .Демонстрируется карточка со схемой предлога «В» .
9. Игра «Где был Буратино»
Логопед : давайте посмотрим, кого же мы заворачивали? (Буратино.) Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал? «Я гулял по вашему детскому саду и много интересного увидел. Вот угадайте, где я был :
Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. (В музыкальном зале.)
Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно , вытирают полотенцем. (ванной.)
Там маршируют, приседают, прыгают, строятся. (В физкультурном зале.) И т. д.
Молодцы ребята, угадали где побывал Буратино и маленькое слово «В» называли правильно.
10. Сегодня мы познакомимся ещё с одним предлогом . Посмотрите, что я делаю? (Кладёт мяч на кубик.)
А теперь? (Берет мяч.) Откуда я взяла мяч? (С кубика.) Какой предлог вы услышали ? (С.)
Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог «С» (или «СО» ).
Посмотрите, мяч лежит на разных предметах . Я буду брать мяч, а вы говорите, откуда я его взяла. (С табуретки, с окна, со стола, с кубика.) Везде мы произносим предлог «С» .
Демонстрируется карточка со схемой предлога «С» . Дети рассматривают и запоминают изображение.
11. Упражнение «Подними схему»
Логопед : У каждого из вас на столе схема предлога «С» . Поднимите ее тогда, когда услышите этот предлог .
Муха сидит на окне.
Птичка слетела с дерева. И т. д.
12. Итог занятия .
Публикации по теме:
Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Х - Хь,.
Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Знакомство с историей возникновения.
Цель: Закрепление знаний о звуке Г, знакомство с буквой Гэ. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Г, знакомство.
Цель: Закрепление знаний о звуках Б - Бь, знакомство с буквой Б. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепить знания о звуках Б - Бь;.
Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.
План конспект пробного фронтального задания на тему: «Предлоги В, На, Под»
КОНСПЕКТ
Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г. Москвы
Цель: уточнить пространственное отношения, выраженные предлогами В, На, Под; учить детей выделять эти предлоги предложениях.
Задачи:
развитие и уточнение пространственных представлений
познакомить детей со значением предлогов «В», «НА», «ПОД»;
развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием.
Ход занятия:
1.Организационный момент (3минуы)
Логопед: Ребята назовите животных, которых вы знаете. Кто правильно назовет, то сядет.
2.Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, под. (6 минут)
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:
«Маленькое слово»(предлог) , логопед говорит о том, что мы стали взрослее и теперь «маленькие слова» мы будем называть взрослым словом- предлоги.
В - появляется тогда, когда предмет находится внутри ;
НА – когда предмет находится сверху ;
ПОД – когда предмет находится внизу ;
4. Составление предложений с предлогами (по картинке). (6 минут)
Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)
Картинки вывешиваются на доску:
Шустрик под зонтом, под ковром
Шустрик на стуле, на столе
Шустрик в корзине
5.Дидактическое упражнение «Составь предложение» (8 минут)
Логопед: дети давайте поиграем, я буду называть вам предложение, а вы должны сказать, какой предлог вы там услышите, я буду по очереди каждому кидать мяч, а вы с ответом будете мне его возвращать.
Предложения:
Под столом лежит арбуз, На столе стоит стакан; В ящике стола лежит карандаш; Под ёлкой сидит ёжик, На ёлке сидит птичка, В дупле живет белка, Под листом спрятался червяк, На дороге лежит коробка, я стою под деревом, мы пошли в школу, я играю на пианино, в корзине сидит кот, я катаюсь на велосипеде.
6. Динамическая пауза. (4 минуты)
«Незнайкина зарядка»
(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)
Вот Незнайкина зарядка -
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, (дети встали прямо,улыбнулись)
Выше, выше потянитесь. (потянуться)
Ну-ка, плечи распрямите, (распрямить плечи)
Поднимите, опустите. (поднять плечи, опустить плечи)
Влево, вправо повернитесь, (повернуться влево и вправо)
Рук коленями коснитесь. (руками коснуться коленей)
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте (сесть-встать (2раза)
Вы, надеюсь, не устали? (вернуться в исходное положение)
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом. (3 минуты)
Логопед: Ребята у вас на столе лежат конверты, откройте их. У вас у каждого там лежит картинка, составьте по ней предложение и назовите маленькое слово, которое в нем используется. (В,НА,ПОД)
Поросенок сидит в коробке.
Собачка спряталась под коробкой.
Рыбки плавают в аквариуме.
Яблоко лежит в коробке
Яблоко лежит на коробке
Мальчик сидит под раковиной
Чашка стоит на столе
Гномик стоит под грибом
Птичка сидит в клетке
Кот сидит на стуле
Белочка сидит на ветке
Мышка сидит в чашке
Девочка спряталась под лодкой
Зайчик сидит в шляпе
Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.
9. Итог занятия, оценка деятельности детей. (1 минута)
Логопед: Спасибо ребята, что вы все сегодня были такими внимательными и так хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Дети: о предлогах
Логопед: О каких именно, кто вспомнит как они называются?
Дети: В, На, Под
Логопед: Молодцы!Наше занятие окончено.
Фронтального логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.Тема: «Предлог ИЗ-ЗА».
Цель занятия: учить детей употреблять предлог ИЗ-ЗА в речи.
Задачи: 1. Уточнить пространственное отношение, выраженное данным предлогом.
2.Познакомить детей со значением предлога ИЗ-ЗА и его схемой
3.Закрепить умения использовать в речи данную грамматическую категорию.
4. Закрепить навык составления и анализа предложений с данной грамматической категорией.
Оборудование: машинка, домик, символ предлога, кукушка, предметные и сюжетные картинки, пеналы со схемами предложения.
ХОД ЗАНЯТИЯ. 1.Организационный момент , (посадка)
Здравствуйте ребята. Вспомните, с какими предлогами мы знакомы. Сядет тот, кто придумает предложение с предлогом В. (дети, которые отвечают правильно садятся на свои места), с предлогом НА, К, ОТ, ИЗ, НАД
2.Сообщение темы занятия .
Сегодня мы будем знакомиться еще с одним, очень сложным предлогом. Будьте внимательны.
3.Составление предложения по демонстрации действия с выделением изучаемого предлога .
Логопед: Мы с вами сейчас поиграем. Дима, спрячь машинку за домик. Где машинка? Вывези оттуда машинку. Откуда выезжает машинка? (ИЗ-ЗА домика)
Л:Какой предлог вы услышали? (ИЗ-ЗА)
Л: А теперь послушайте внимательно! Предлог ИЗ-ЗА, мы говорим тогда, когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда.
4.Знакомство со схемой предлога .
Л: Посмотрите внимательно на схему. Шарик как-бы выглядывает из-за кубика, видна только его часть. Стрелка показывает, что мячик движется из- за кубика. Это символ предлога «ИЗ-ЗА» запомните его.
5.Составление предложений по сюжетной картинке с выделением предлог а. Дидактическая игра «Прятки».
Л: К нам прилетела кукушка и хочет поиграть в прятки. Она будет прятаться и выглядывать, а вы должны сказать, откуда выглядывает кукушка.
(Кукушка выглядывает из-за домика. Кукушка выглядывает из-за дерева...)
6.Составление предложений по двум предметным картинкам и символу. Дидактическая игра «Звери в лесу» (сюжетная картинка)
Л: По лесу бродит злой серый волк, зверятки спрятались, кто за чем спрятался? (лисенок спрятался за елкой, зайка за пеньком...)
Л: Побродил волк побродил, да в другую сторону отправился. А наши зверятки аккуратно выходят из своих убежищ. Кто откуда выходит?
(Зайка выскакивает из-за пенька. Лисичка выходит из-за елки…..)
7.Физминутка. «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор…..»
8.Составление предложений по первой предметной картинке и символу предлога.
Л: Ехал, ехал дедушка Егор да заехал за многие предметы, да вот решил выглянуть, да помахать нам ладошкой. Откуда выглядывает дедушка Егор?
(Дед Егор выглядывает из-за сарая. Дед Егор выглядывает из-за яблони..)
9.Составление предложений по опорным словам .
Дидактическая игра «Помоги Незнайке».
Котенок выглядывает на коробки.
Зайка выбежал с куста.
Вася выбежал к дома.
10.Составление схемы предложения по заданию логопеда.
Л: Достаньте свои пеналы, сейчас будем выкладывать схему предложения.
Щенок выглядывает из-за забора.
JI : Повторим хором предложение. Назовите первое слово… Назовите предлог. Как отмечаем предлог по схеме? (дети выкладывает индивидуально на парте, а один ребенок на доске).
11.Итог занятия. Оценка работы детей.
0 Конспект занятия Предлог "НА"
Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск
МАДОУ детского сада комбинированного вида №184
Учитель-логопед
Базыкина С.В.
Тип занятия: фронтальное.
Вид: лексико- грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения.
Цель: Знакомство детей с предлогом «НА», его схемой.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
-Учить слышать этот предлог в разговорной речи.
- Учить составлять предложения с предлогом «НА»
.
Развивать речевое внимание на основе упражнений в определении наличия предлога «НА» в предложении.
Обучающие:
Познакомить детей с предлогом «НА»
Воспитательные:
Учить вслушиваться в обращённую речь, работать как в коллективе, так и самостоятельно.
Предполагаемый результат: дети познакомятся с предлогом «НА».
Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Ресурсы: кукла или плоскостная фигура почтальона Печкина, письмо с заданиями, игрушечная мебель, машинки, пирамидка, мишка, кубики, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (телёнок, трава, бабочка, цветок, петух, дом с трубой, забор, альбом, стол, стул, мальчик), электрический фонарик, сюжетная картинка для составления предложений (на каждого ребёнка).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводный этап занятия:
Логопед: Посмотрите, дети, на моём столе лежит письмо. Его принёс почтальон Печкин. Давайте посмотрим, от кого оно пришло. Это письмо от дяди Фёдора из Простоквашино, в нём он рассказывает о своей жизни в деревне, и он ещё прислал интересные задания для вас.
Однажды дядя Фёдор решил навести порядок в своей комнате. Давайте и мы ему поможем: Даня, поставь пирамидку на стол. А Олег поставит машинки на полку. А ты, Таня, посади мишку на стул. Кубики мы сложим на коробку. Вот и порядок. Дети, на чём стоит пирамидка? (На столе.) На чём стоят машинки? (На полке.) На чём сидит мишка? (На стуле) На чём лежат кубики? (На коробке .)
2. Основной этап занятия:
Логопед:
Скажите, дети, пирамидка лежит наверху или внизу предмета? (Наверху.)
А мишка сидит сверху или снизу стула. (И так рассматривается каждый предмет.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле.
Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу... стул. (Нет.)
А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Д
а, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу настул.)
Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
Игра «Электрический зайчик»
(показывать фонариком)
Логопед:
Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он прыгнул на кроватку -
С нами он играет в прятки!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (Дети двигаются по групповому помещению и по очереди направляют фонарик на различные предметы обстановки, составляют предложения типа:
Зайка сидит на окне, на полу, на шкафу и т.д.)
Работа с фланелеграфом
(рассказ педагога с одновременным показом картинок)
Логопед: П
ослушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА».
Дядя Фёдор сидел на стуле и смотрел в окно. Он думал о том, как поздравить маму с днём рождения. Мальчик решил нарисовать маме картинку. Фёдор положил альбом на стол и нарисовал свой дом, на доме – трубу. Вдруг он увидел во дворе телёнка. Тот лежал на травке, а рядом сидел на заборе петух. Дядя Фёдор нарисовал петуха. Посмотрел, подумал и нарисовал телёнка на траве. Ещё дядя Фёдор добавил бабочку. Бабочка уселась на цветок. Рисунок получился замечательный.
- Где сидел дядя Фёдор? (Дядя Фёдор сидел на стуле.)
- Куда мальчик положил альбом? (Мальчик положил альбом на сто л.)
- Где он нарисовал трубу? (Он нарисовал трубу на доме.)
- Где лежал телёнок? (Телёнок лежал на травке ?
- Где сидел петух? (Петух сидел на заборе.)
- Куда уселась бабочка? (Бабочка уселась на цветок.)
- Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе? (Мы услышали маленькое слово «НА».)
Индивидуальная работа
Логопед: Дядя Фёдор очень любит фотографировать всё, что происходит с ним и его друзьями в деревне. Он прислал некоторые фотографии нам и предлагает составить по ним предложения с маленьким словом «НА». (Детям раздаются сюжетные картинки из жизни персонажей и они самостоятельно составляют предложения с предлогои «НА». Например: Шарик катается на лыжах и т.п.)
3. Заключительный этап занятия.
Использованная литература:
Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург, Издательство «Акцидент», 1998
Тема: Предлоги.
Цели:
- Уточнить представления о роли предлогов;
- Развивать умения выделять предлоги из предложений, изменять форму слова в зависимости от предлога, составлять предложения используя предлоги;
- Формировать навыки анализа и синтеза предложений;
- Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.
Ход урока
I. Организационный момент
Вы готовы трудиться? Все ли готово для работы?
II. Основная часть
1. Отгадать о чем идет речь
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно
2. Выделение предлогов в тексте. Прочитать стихотворение, записать в тетрадь все предлоги.
На ветру, на первом холоде
Старый дуб роняет желуди.
А в саду за нашей школою
Иней сел на ветки голые.
Под березами широкими
Галки ссорятся с сороками.
Пруд застыл, и речка скована,
Но по льду ходить рискованно.
(С. Смирнов)
3. Подобрать существительное, с которым сочетаются все предлоги из первого задания. Объяснить значение предлога.
4. Игра «Наоборот». Учащиеся должны назвать противоположный предлог.
6. Сравнение предлогов над, под, из-под.
А) Сравнить схемы, объяснить роль предлога
Б) Прочитать загадки, вставить нужные предлоги. Отгадать загадки.
Кто ___ нами вверх ногами? (Муха)
___ полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
Вдруг иголки и булавки
Выползают ____ лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
В). Вставит подходящее по смыслу существительное с предлогом.
Во время грозы не стой ___ _______.
___ _____ пролетел большой самолет.
От дождя дети спрятались ___ ______.
_____ _____ достали коробку с обувью.
Большой белый гриб вырос … елью. … снега пробивались первые подснежники. Подземные реки текут … землёй. Котенок выполз … шляпы. Маленький грибок спрятался … листиком. Большая собака выскочила … крыльца.
8. Из специально подобранных слов составить предложения, вставить нужный предлог. Записать предложения в тетрадь, составить схемы предложений.
Серенький, куста, зайчишка, выпрыгнул.
Ласточки, дома, гнездо, построили, крышей.
Дима, щенка, достал, крыльца