0 26 апреля 2016, 15:38

Александр Мамут, Даниил Хачатуров, Михаил Прохоров

Список мы уже видели, а теперь настало время присмотреться внимательнее к самой интересной категории этого рейтинга — холостякам. Назвать этих женихов прекрасными принцами можно, конечно, только с натяжкой, ведь подавляющему большинству из них уже перевалило за пятьдесят лет, но все равно эти мужчины — по понятным причинам — продолжают оставаться для многих женщин предметом самых страстных мечтаний. Рассказываем о них подробнее.

Михаил Фридман, 51 год и 13,3 миллиарда долларов

Председатель совета директоров LetterOne Holdings не комментирует личную жизнь, но все и так всем известно. С женой Ольгой, с которой бизнесмен вместе учился в МИСиС, Фридман развелся около 10 лет назад, и та сейчас, по слухам, вместе с двумя дочерьми живет во Франции. В свет предприниматель выходит вместе с нынешней гражданской женой Оксаной, от которой у него есть еще двое детей, однако связывать себя узами брака холостяк не спешит.


Михаил Фридман

Дмитрий Рыболовлев, 49 лет и 7,7 миллиарда долларов

Дмитрий Рыболовлев, наверное, женится еще нескоро: бывшая жена и мать его двоих детей при разводе забрала у экс-владельца "Уралкалия" и председателя футбольного клуба "Монако" 604 миллиона долларов. Кому сейчас отдано сердце предпринимателя, страстно увлеченного искусством, точно не известно.


Дмитрий Рыболовлев

Михаил Прохоров, 50 лет и 7,6 миллиарда долларов

Один из богатейших людей страны, политик и владелец баскетбольного клуба НБА "Бруклин Нетс" жениться не собирается — Прохоров убежденный холостяк, что не мешает ему весело проводить время в компании длинноногих симпатичных блондинок.


Михаил Прохоров

Сергей Попов, 44 года и 4,5 миллиарда долларов

Акционер "МДМ Банка" славится эксцентричным и трудным характером и тем, что не любит публичность. Он в разводе, имеет двоих детей и практически не появляется в свете.


Сергей Попов

Дмитрий Каменщик, 47 лет и 2,9 миллиарда долларов

Несмотря на внушительное состояние завидным женихом председателя совета директоров аэропорта Домодедово назвать трудно, так как сейчас он связан с уголовным делом о теракте в Домодедово в 2011 году и находится под домашним арестом. Официально женат не был, но воспитывает пятерых детей.


Дмитрий Каменщик

Александр Светаков, 48 лет и 2,9 миллиарда долларо в

Председатель совета директоров инвестиционной группы "Абсолют" тоже обжегся при разводе — бывшая жена бизнесмена получила 40 миллионов долларов в качестве отступных. С кем сейчас встречается, неизвестно. Активно занимается благотворительностью — например, потратил 800 миллионов рублей на строительство школы-интерната в Подмосковье.


Александр Светаков

Александр Мамут, 56 лет и 2,4 миллиарда долларов

Управляющий акционер Rambler & Co и меценат дважды был женат (причем оба раза на одноклассницах) и воспитывает пятерых детей, двое из которых приемные. После смерти второй жены так в брак и не вступил, хотя крутил романы со многими известными и красивыми девушками — дочерью Павла Чухрая Анастасией и Аленой Ахмадуллиной, например.


Александр Мамут

Данил Хачатуров, 44 года и 1,4 миллиарда долларов

Президент ГК "Росгосстрах" и бывший муж Ульяны Сергеенко сейчас встречается с режиссером Анной Меликян, фильмы которой финансирует, поэтому не то чтобы совсем холостяк. Однако пока эта пара не связала себя официальными узами брака, охотницы за капиталом могут по-прежнему рассматривать Хачатурова как потенциального жениха.


Данил Хачатуров

Олег Бойко, 51 год и 1,2 миллиарда долларов

Президент инвестиционного холдинга Finstar разведен и не имеет детей. Личную жизнь не афиширует, но как-то в одном интервью заявил, что ищет домработницу с обязанностями жены. Что-то нам подсказывает, что желающих много…


Олег Бойко

Аркадий Ротенберг, 64 года 1 миллиард долларов

Владелец заводов-пароходов и близкий друг Владимира Путина был женат дважды, имеет пятерых детей и даже уже внуков. Вновь в брак вступать не спешит.


Аркадий Ротенберг

Николай Максимов, 58 лет и 0,95 миллиарда долларов

Инвестор и совладелец "Макси-Групп" разведен с 2005 года. От первой жены у бизнесмена двое взрослых детей и внуки, также есть сын от гражданской жены и бывшего партнера по бизнесу Оксаны. Она сейчас, между прочим, проходит ответчиком по судебному делу о взыскании 7,3 миллиарда рублей, так как компания Максимова, на которую подан иск, была зарегистрирована на нее, а не на бизнесмена.


Николай Максимов

Сергей Гордеев, 43 года и 0,9 миллиарда долларов

Увы, и снова мало что можно сказать о личной жизни ГК "ПИК": не женат, детей нет. Порой складывается ощущение, что в жизни Гордеева только одна страсть — искусство: увлекается архитектурой, учредил фонд "Русский авангард", поддерживает театр и мечтает превратить Пермь в культурный центр страны.


Сергей Гордеев

Источник Forbes

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик вышел из-под домашнего ареста. РБК вспомнил, как он стал владельцем Домодедово и неудачно пытался его продать, а также разобрался, кто может претендовать на аэропорт сейчас

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик после заседания Басманного районного суда 16 мая 2016 года (Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ)

1 июля суд владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика от домашнего ареста, длившегося больше четырех месяцев. Каменщик остается обвиняемым по уголовному делу о теракте в Домодедово в 2011 году, но бизнес-омбудсмен Борис Титов в пятницу уже выразил уверенность в том, что дело скоро будет закрыто, назвав его «высосанным из пальца». Источники в окружении Каменщика все эти месяцы уверяли РБК, что причина ареста — попытки вынудить Каменщика расстаться с бизнесом, в который тот пришел еще в середине 1990-х.

Перевозчик ширпотреба

«Это был не пассажирский терминал, а сарай», — вспоминает сотрудник сербской строительной компании Cyvas Срджан Милосавлевич. В Домодедово серб впервые оказался в 1998 году, когда Cyvas получила контракт на реконструкцию аэровокзала. В реконструкции он к тому времени нуждался остро: аэропорт был построен еще в 1962 году с расчетом на обслуживание рейсов из Средней Азии и Сибири, но денег на развитие у государства не хватало.

Главным условием заказчика было не закрывать терминал на ремонт, рассказывает Милосавлевич: аэропорт каждый день должен был обслуживать пассажиров. Контракт с Cyvas заключило ООО «Ист Лайн», которое к тому моменту владело Домодедово в равных долях с государством, но фактически управляло аэропортом.

Компания «Ист Лайн» появилась в середине 1990-х. Она возила через Домодедово ширпотреб из Китая в Москву, арендуя грузовые самолеты у государственного Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (ДПО ГА). Именно это госпредприятие после перестройки управляло всеми активами аэропорта: аэродромом, сопутствующей инфраструктурой, пассажирским терминалом и самолетами. Начинали этот бизнес двое молодых людей из Екатеринбурга — сотрудник Рабочего центра экономических реформ при правительстве Антон Баков и студент философского факультета МГУ Дмитрий Каменщик. По словам Бакова, именно он позвал Каменщика в этот бизнес, оценив его хватку и скрупулезность. Вскоре Баков решил заняться карьерой в политике, а Каменщик стал развивать бизнес самостоятельно, создав «Ист Лайн».

Бывший топ-менеджер «Ист Лайна» вспоминает, как складывались отношения с сотрудниками ДПО ГА: «Мы пользовались мобильными телефонами и компьютерами, а они писали в гроссбухах. Однажды мы купили ксерокс, так работники госпредприятия поставили его в отдельную комнату и закрыли на ключ. Им ничего не надо было — в отличие от амбициозных «истлайновцев».

О том, что единственный владелец «Ист Лайна», — Каменщик, станет известно только в 2011 году, когда аэропорт Домодедово будет готовиться к размещению на бирже. В начале 1990-х Каменщик свой бизнес не афишировал, а построить новый грузовой терминал предложил директору ДПО ГА Леониду Сергееву. В 2015 году в интервью Forbes Каменщик расскажет , что ​складским комплексом в Домодедово тогда командовали не руководители аэропорта, а грузчики, которыми, в свою очередь, командовали бандиты. Сергеев на предложение молодого бизнесмена согласился: ДПО ГА и «Ист Лайн» поровну вложились в новый грузовой комплекс, первая очередь которого была введена в эксплуатацию в 1995 году.

Хозяин аэропорта

Строительством складского комплекса планы Каменщика не ограничивались. В 1996 году «Ист Лайн» предложил Сергееву реконструировать (по сути — построить заново) пассажирский терминал. Расходы частная компания была готова взять на себя, но взамен хотела долю в будущем аэровокзале. Сергеев согласился. Юридически схема сотрудничества выглядела следующим образом: компании Каменщика совместно с госпредприятием зарегистрировали ОАО «Домодедово-2», куда ДПО ГА внесло все движимое и недвижимое имущество аэровокзального комплекса, а «Ист Лайн» — 22 млн руб. Партнеры владели новой компанией на паритетных началах, для реконструкции здания наняли сербскую Cyvas.

В 1997 году премьер Виктор Черномырдин распорядился разделить ДПО ГА на три юридических лица. Совладельцем пассажирского терминала оказалось ОАО «Аэросервис Домодедово». Уже на второй год существования госкомпания была обанкрочена по иску поставщика коммунальных услуг. В ходе банкротства структуры «Ист Лайна» выкупили долю государства в аэровокзале, а гендиректор «Аэросервиса Домодедово» Сергей Рудаков перешел работать к Каменщику. В начале нулевых аэропортовое имущество переписали на кипрскую Hacienda Investments Ltd.

Одновременно с получением контроля над пассажирским терминалом фирмы, связанные с «Ист Лайном», совершили другую важную сделку: подписали с ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (еще один правопреемник ДПО ГА) договор аренды аэродрома и прилегающего участка за 3,2 млн руб. в год на 75 лет.

Через несколько лет государство попыталось оспорить обе сделки в суде. В 2003 году «Администрация аэропорта Домодедово» попросила признать договор аренды ничтожным, и Федеральный арбитражный суд Московской области согласился это сделать. Возглавлявшая в то время суд Людмила Майкова объясняет, что унитарное предприятие было создано для управления имуществом, а не сдачи его в аренду, поэтому договор был незаконным. Росимущество же начиная с 2005 года пыталось оспорить передачу пассажирского терминала структурами «Ист Лайна», утверждая, что согласие на сделку дало Мособлимущество, не имевшее соответствующих полномочий.

Разбирательство по обоим делам дошло до Высшего арбитражного суда (ВАС). Росимуществу ВАС отказал, а в спор по аренде, скорее всего, вмешались высокопоставленные чиновники. Когда структуры «Ист Лайна» в 2005 году проиграли суд, губернатор Московской области Борис Громов отправил письмо президенту Владимиру Путину. Губернатор Подмосковья предупредил президента, что иски чиновников могут привести к закрытию аэропорта. Путин наложил резолюцию «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса».

После этого представители Каменщика предъявили суду ранее неизвестную редакцию устава «Администрации аэропорта Домодедово», где говорилось, что предприятие создано для управления аэродромом путем его сдачи в аренду. В итоге дело закончилось мировым соглашением: ставку аренды подняли с 3,2 млн до 92 млн руб. и она могла пересматриваться раз в пять лет. Впоследствии Счетная палата пришла к выводу, что из-за необоснованно низкой арендной ставки государство в период с 1998 по 2005 год недополучило более 600 млн руб.

Судебные разбирательства не останавливали авиакомпании, которые начали переходить из Шереметьево и Внуково в обновленный терминал Домодедово, ставший самым современным в московском авиаузле (в интервью «Ведомостям» в 2004 году Каменщик утверждал , что «Ист Лайн» вложил в реконструкцию $300 млн). В 2001 году в Домодедово перешла вторая по объему международных перевозок «Трансаэро», в 2002 — первая по внутрироссийским «Сибирь», а в 2003 — первая западная компания British Airways, за которой последовали другие иностранные перевозчики.

С 2000 по 2005 год пассажиропоток в Домодедово вырос более чем вчетверо, достигнув 14 млн человек. Пассажиропоток Шереметьево за тот же период вырос лишь на 12%. В результате в разгар судебных разбирательств в 2005 году Домодедово стал крупнейшим аэропортом России, обогнав бессменного лидера — Шереметьево — почти на 2 млн человек. Первое место среди московских аэропортов Домодедово будет удерживать еще десять лет.

Друг чиновников

Приватизировать аэропорт и развивать его невозможно без высокопоставленных покровителей. Громов не только написал Путину письмо в защиту Домодедово, но и щедро поделился с аэропортом областной землей. Осенью 2003 года чиновник подписал распоряжение , увеличившее зарезервированную территорию вокруг аэропорта с 2,8 тыс. га до 64 тыс. га. Как говорил Каменщик «Ведомостям», этого хватило бы для строительства восьми новых взлетно-посадочных полос. Часть земли была выкуплена «Ист Лайном», часть получила особый статус, согласно которому использование территории нужно было согласовывать с областными чиновниками и Домодедово.

Большую роль в успехе Домодедово сыграл запуск в 2002 году скоростной электрички с Павелецкого вокзала Москвы до аэропорта. Она появилась благодаря усилиям директора аэропортового комплекса Сергея Рудакова, хорошо общавшегося с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, рассказывает источник РБК, в то время работавший в аэропорту.

Отстаивал интересы Каменщика и Герман Греф, когда был министром экономического развития и торговли. Например, рассказывает знакомый Грефа, тот был категорически против планов отобрать у «Ист Лайна» пассажирский терминал и расторгнуть договор аренды аэродрома. Такое поведение государства могло стать сигналом к пересмотру итогов всей приватизации и плохо отразилось бы на инвестиционном климате, поясняет собеседник РБК. Представитель Сбербанка не смог ответить на вопрос РБК, попросив обратиться лично к Грефу. Задать вопрос президенту Сбербанка лично корреспонденту РБК не удалось.

Двое знакомых Каменщика говорят, что ему тяжело дается общение с представителями власти. «Дмитрий очень логичный, малоэмоциональный и чуждый чиновничьей среде», — объясняет один из них. Другой вспоминает совещание в правительстве три-четыре года назад, на котором Каменщик стал в жесткой форме высказывать претензии руководителю Росавиации Александру Нерадько. «Мы все опешили от такого наезда. Он не просто критиковал, а кричал и обвинял Нерадько в неэффективности. После того случая Каменщика на совещания в правительство почти не звали», — вспоминает собеседник РБК.

Зато налаживать отношения с нужными людьми получается у председателя наблюдательного совета Домодедово, бизнесмена Валерия Когана, появившегося в «Ист Лайне» в 2000 году. Бывший менеджер Домодедово рассказывает, что Коган — отличный переговорщик и хорошо ладит с чиновниками. Его приход в аэропорт совпал по времени с возбуждением ФСБ против сотрудников «Ист Лайна» уголовного дела о контрабанде. Суд по этому делу завершился только в 2008 году, к тому времени из четырех эпизодов в деле остался лишь один. Все пятеро обвиняемых получили условные сроки.

Прочные отношения

Коган родом из Душанбе, в 1990-е занимался поставками в Россию продукции из бывших союзных республик. Каменщик рассказывал, что познакомился с Коганом случайно: «Это было очень давно, когда мы только начинали бизнес. Сначала был скепсис, а потом мы расположились друг к другу, и сложились прочные отношения».

Участники авиарынка и эксперты долгое время полагали, что Коган может являться совладельцем аэропорта. Этому способствовала структура собственности кипрской DME ltd (ранее называлась FML Limited), владеющей всеми активами Домодедово. Номинальными держателями ее акций выступали Джейн Петерс (64%) и Шон Каирнс (36%) с острова Мэн. Возникло предположение, что Петерс представляет интересы Когана, а Каирнс — Каменщика, объяснял сам Каменщик в интервью Forbes. Но это неправильная догадка, говорил он: по словам Каменщика, он единственный владелец аэропорта.

Договариваться с чиновниками у Домодедово получается не всегда. Например, Каменщик и Коган так и не смогли убедить власти в необходимости строительства третьей взлетно- посадочной полосы. Сейчас у аэропорта их две, причем одна в последний раз проходила капитальный ремонт в 1981 году. Еще в марте 2011 года возглавлявший в то время правительство Путин поручил Министерству транспорта рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство новой ВПП. Ведомство решило построить ее в 300 метрах от действующей, а последнюю превратить в рулежную дорожку, так и оставив аэропорт с двумя полосами. Министр Максим Соколов объяснил это необходимостью уложиться в предусмотренные казной 14 млрд руб.

Миллиардер

Журнал Forbes оценивает состояние Каменщика в $2,9 млрд. Чистая прибыль Домодедово в 2013 году (последняя опубликованная отчетность) составила 9,4 млрд руб. С 2008 по 2014 год выручка аэропорта выросла в полтора раза, превысив 40 млрд руб. EBITDA за 2014 год — около 17 млрд руб., рассказывал Каменщик​​. Таким образом, рентабельность бизнеса превышает 40%. Примерно столько же было и в прошлые годы. Схожий показатель — около 42% — и у главного конкурента, Шереметьево. По словам совладельца Шереметьево Александра Пономаренко, это стандартная маржа для аэропортов развитых стран, а на развивающихся рынках рентабельность доходит до 56%. Домодедово и Шереметьево есть к чему стремиться, считает бизнесмен.

Финансовые показатели Домодедово росли на фоне бума авиаперевозок. И.о. управляющего директора «Домодедово коммершл сервисиз» Алексей Раевский рассказывает о корреляции между состоянием экономики и воздушными перевозками: 1% роста ВВП страны влечет увеличение пассажиропотока авиатранспорта в ней на 1,8%. Однако в России долгие годы соотношение было аномально высоким — десятикратным и больше. Рынок дотировался западными банками, объясняет Раевский: они давали дешевые кредиты авиаперевозчикам, те закупали самолеты и снижали тарифы, привлекая новых пассажиров. В 2015 году после девальвации рубля, санкций и спада экономики некоторые компании оказались обладателями избыточного парка и неподъемных долгов. Например, «Трансаэро», для которого Домодедово был базовым аэропоротом. Банкротство авиаперевозчика ударило по бизнесу Каменщика. В 2015 году Домодедово утратил статус крупнейшего аэропорта России, уступив Шереметьево. Пассажиропоток в Домодедово сократился в прошлом году на 2,5 млн человек. Примерно половина, по оценкам Раевского, связана с банкротством Трансаэро».

Аэропортовый бизнес состоит из трех сегментов: организация взлета и посадки самолетов, обслуживание лайнеров и пассажиров, коммерческая эксплуатация терминалов. Больше всего выручки, следует из отчетности Домодедово за 2013 год (последние опубликованные данные), приносит обслуживание самолетов, включая их заправку. А самый рентабельный — коммерческий сегмент, куда помимо сдачи площадей в аренду под кафе и магазины относится размещение рекламы, гостиницы и паркинги.

В 2016 году доходы московских аэропортов должны вырасти. С конца февраля текущего года Федеральная антимонопольная служба (поглотившая ФСТ) отменила регулирование тарифов в московском авиаузле. Последствием стал рост стоимости услуг. Например, в Домодедово сбор за пользование аэровокзальным комплексом (его платят авиакомпании за каждого прошедшего пассажира) увеличился на внутренних линиях с 45,5 до 65 руб., а в Шереметьево — с 113 руб. до 123 руб. (внутренние рейсы осуществляются только через терминал D).

Важная часть бизнеса Домодедово — заправка самолетов, в 2013 году на нее пришлось более 11 млрд руб. или примерно четверть выручки. Раевский уточняет, что в 2015 году топливный сектор принес около 20% оборота.

Заправочную инфраструктуру, оставшуюся с советских времен, «Ист Лайн» в 1990-е реконструировал вместе с государственным ДПО ГА. Затем этот актив, как и многие другие, полностью перешел во владение компаний Каменщика. Это уникальная для России ситуация. В семи из десяти крупнейших аэропортов страны собственниками топливо-заправочных комплексов (ТЗК) являются крупные нефтяные компании — «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. «Экспансия нефтяников в аэропорты началась во второй половине нулевых, — вспоминает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. — Росли цены на керосин, ФАС требовала демонополизировать рынок, в итоге многим владельцам аэропортов пришлось продать ТЗК. Цены, правда, расти не перестали».

Собственник ТЗК, как правило, отдает предпочтение определенному продавцу топлива. В Шереметьево и Внуково, где ТЗК принадлежат «Роснефти», она же и является основным поставщиком авиакеросина (см. инфографику), а в Домодедово на нее приходится лишь 5%. Продажа топлива авиаперевозчикам (ее называют заправкой «в крыло») — высокомаржинальный бизнес. Например, в отчетах «Роснефти» его называют «премиальным сегментом». По расчетам Турукалова, разница между ценой «на входе» в аэропорт и стоимостью керосина для авиаперевозчика достигает 30-40%.

Обвиняемый

24 января 2011 года террорист Магомед Евлоев вошел в аэропорт Домодедово со стороны парковки, минуя рамки металлоискателя. Полицейский, как видно на записи с камер наблюдения, в этот момент увлеченно разговаривал с сотрудницей аэропорта. Через час смертник взорвал себя, убив 37 и ранив 117 человек.

Уголовное дело против менеджеров аэропорта и сотрудников полиции Следственный комитет России (СКР) возбудили уже на следующий день, обвинив их в нарушении транспортной безопасности. В марте 2012 года это дело закрыли, спустя два месяца возобновили, окончательно закрыв только в августе 2015 года. Но к тому времени следователи завели против представителей Домодедово отдельное дело, обвинив их в оказании небезопасных услуг. Фигуранты — трое руководителей аэропорта (в том числе двое бывших) и владелец Дмитрий Каменщик, все находятся под домашним арестом.

Претензии СКР сводятся к тому, что в Домодедово почти не досматривали входящих в аэровокзал людей, через рамки металлоискателей просили пройти лишь 2% посетителей. По версии следователей, таким образом аэропорт экономил на сотрудниках авиационной безопасности. Генпрокуратура уже четырежды требовала закрыть дело, указывая на отсутствие связи между оказанием небезопасных услуг и терактом: к гибели людей привели действия смертника, а не сотрудников аэропорта, считают в ГП. Адвокаты обвиняемых менеджеров подчеркивают, что в то время закон не требовал стопроцентного досмотра входящих, кроме того, за это отвечала полиция, а не авиабезопасность.

В окружении Каменщика уверяют, что за уголовным делом, заведенным по факту теракта, стоят попытки вынудить Каменщика продать аэропорт. Не исключает давления на Домодедово и высокопоставленный чиновник правительства. С 2011 года, пока расследовалось уголовное дело по факту теракта, СМИ сообщали об интересе к бизнесу Каменщика со стороны целого ряда покупателей.

Forbes писал , что после отмены IPO Домодедово в 2011 году Каменщик обсуждал продажу актива с бизнесменом Александром Пономаренко. В разговоре с РБК Пономаренко подтверждает, что рассматривал эту сделку «вместе с партнерами». По версии Forbes, речь шла о владельце группы «Сумма» Зиявудине Магомедове.

Пономаренко говорит, что с тех пор не интересовался Домодедово. Вместе с Аркадием Ротенбергом и Александром Скоробогатько они теперь развивают другой аэропорт — бизнесмены контролируют «Шереметьево Холдинг», владеющий 68,4% акций Шереметьево. В «Сумме» отказались от комментариев. Источник, близкий группе, рассказывает, что ее представители действительно участвовали в переговорах и даже получили доступ в «виртуальную комнату данных» Домодедово (там хранится подробная информация об активе), но рассматривали историю аэропорта «скорее как интересный бизнес-кейс».

«Коммерсантъ» называл в числе возможных покупателей Домодедово группу «Ренова» Виктора Вексельберга (владеет холдингом «Аэропорты регионов»), входящую в «Альфа-групп» инвестиционную компанию А1 (в начале 2000-х годов планировала стать инвестором строительства третьего терминала в Шереметьево) и компанию «Внуково-инвест», представляющую интересы частных акционеров Внуково — Владимира Скоча (отец депутата Госдумы и экс-совладельца «Металлоинвеста» Андрея Скоча) и Виталия Ванцева.

Ванцев отказался комментировать свой возможный интерес к Домодедово. Гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский в 2012 году в интервью «Коммерсанту» на вопрос об интересе к Домодедово говорил: «Ренова» заявляла об интересе к московскому авиаузлу. Интерес сохраняется и сейчас. Однако этот интерес пока остается чисто теоретическим, поскольку на сегодняшний день так и непонятны планы собственников активов». В пресс-службе А1 отказались от комментариев.

Еще одним претендентом на покупку доли в Домодедово был инвестор Игорь Юсуфов, входивший в 2011 году в совет директоров «Газпрома». В интервью «Ведомостям» он рассказывал , что вел переговоры с Валерием Коганом о покупке 25% акций аэропорта за $1 млрд. Сейчас Юсуфов не ответил на вопрос РБК, интересен ли ему сейчас этот актив.

Несговорчивый продавец

Ближе всех к покупке Домодедово, по словам источников РБК, был альянс «Роснефти» и оператора региональных аэропортов «Новапорт», подконтрольного холдингу AEON предпринимателя Романа Троценко. Переговоры между ними и Каменщиком вошли в финальную стадию осенью 2013 года. В случае успеха сделки «Роснефть» получила бы ТЗК, а «Новапорт» — терминалы аэропорта и прочую инфраструктуру. Троценко в тот момент занимал должность советника президента «Роснефти» Игоря Сечина и возглавлял зарубежное подразделение компании, Rosneft Overseas. До этого бизнесмен работал президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), совет директоров которой возглавлял Сечин.

В распоряжении РБК есть материалы, описывающие одну из финальных версий схемы сделки. Согласно этим материалам, общая цена аэропортового комплекса и ТЗК должна была составить $4,8 млрд. «Роснефть» готова была предоставить $985 млн, AEON — не менее $500 млн, остальные $3,315 млрд предполагалось взять в Сбербанке (в том числе $3,115 млрд кредит и до $200 млн мезонинного финансирования). «Роснефть» и AEON должны были специально для сделки учредить СП и внести свои средства, а СП — получить кредит Сбербанка и купить Домодедово. Затем СП передало бы акции аэропортового комплекса и ТЗК в качестве залога по кредиту.

В материалах сообщалось, что «Роснефть» получит право собственности на ТЗК через три года после сделки, то есть к тому времени актив будет выведен из-под залога. Кроме того, «Роснефть» становилась бы эксклюзивным поставщиком топлива в аэропорт, за что должна было платить СП роялти по $50 млн в год в течение семи лет. Таким образом, расходы нефтяной компании на Домодедово превысили бы $1,3 млрд.

По словам источника РБК, знакомого с позицией Каменщика, сделка сорвалась, когда продавец попросил AEON перечислить задаток в $100 млн. «Представители Троценко в первый раз вели переговоры о покупке Домодедово осенью 2011 года, потом почти весь 2013 год. Возможно, окружение Каменщика, устав от встреч и разговоров, решило убедиться в серьезности намерений покупателя», — предполагает собеседник РБК. По версии другого источника РБК на аэропортовом рынке, в последний момент Каменщик поставил условием сделки выкуп и земли вокруг аэропорта, которая покупателям была не нужна.

Две недели назад, на Петербургском экономическом форуме Троценко заявил агентству RNS, что сохраняет интерес к покупке Домодедово, но, пока Каменщик находится под арестом, переговоры вести не будет. «Это просто неэтично, и многие будут считать, что мы пользуемся этой непростой для Каменщика ситуацией. Я считаю Каменщика очень достойным человеком и очень крепким. Он не будет продавать, пока все не закончится, каким бы ни было предложение. [...] Если все закончится благополучно, чего мы им искренне желаем, тогда мы потом сядем, выдохнем, выпьем чашку чаю и начнем разговаривать, если ему это будет интересно», — сказал RNS Троценко. «Если кто-то думает, что эти обстоятельства его заставят как-то поменять свое решение, это глубокое заблуждение. Это один из самых крепких людей, которых я видел в своей жизни», — добавил владелец AEON.

В «Роснефти», Домодедово, Sberbank CIB ​(представители этого подразделения Сбербанка участвовали в переговорах) и AEON отказались комментировать события 2013 года. Источник, близкий к Домодедово, и представители пресс-службы, утверждают, что никаких предложений о продаже аэропорта под домашним арестом Каменщик пока не получал.

Нынешний председатель совета директоров акционерного общества «Аэропорт «Домодедово» Дмитрий Каменщик заработал миллиарды, занимаясь нехарактерным для большинства российских олигархов делом ─ логистическими услугами. Последние годы его капитал оценивался примерно в $3 млрд, что позволяло ему уверенно находиться в 3-ем десятке самых богатых людей России. Он не принадлежит к числу тех бизнесменов, которые себе на пользу эксплуатировали природные недра, еще раз подтверждая убогое реноме России, как исключительно сырьевого придатка для экономически развитых стран мира.

Дмитрий Каменщик начал в логистике с абсолютного нуля и шаг за шагом упорно осваивал науку эффективной организации перевозок по воздуху. Интересно, что в одно время с ним этим же бизнесом занялся еще один россиянин, получивший через полтора десятка лет всемирную известность. Его зовут . В 2012 году он осужден в США на длительный срок заключения, как крупнейший в мире нелегальный торговец оружием и враг всего человечества. История бизнеса Дмитрия Каменщика и Виктора Бута имеют многие схожие черты, но абсолютно разные финалы.

Дмитрий Каменщик окончил Московский энергетический институт, после чего отслужив положенный срок в танковых войсках, устроился работать в Свердловский комитет по телевидению и радиовещанию. Виктор Бут с младых лет выбрал путь кадрового военного. Он выучился на военного переводчика, но его больше влекло небо. В 1991 году Дмитрий Каменщик устроился на работу генеральным представителем авиакомпании «Ист Лайн» в Москве. Одновременно с ним, Виктор Бут занялся авиаперевозками, открыв фирму в Нидерландах и начав брать в аренду российские транспортные самолеты.

«Фирма «Ист Лайн» займется арендой транспортных воздушных судов ИЛ-76 у Домодедовского производственного объединения гражданской авиации только через 2 года. В 1994 году Каменщик выкупил ее за довольно смешную даже по тем безденежным временам сумму $10 тыс у прежнего хозяина свердловского предпринимателя . По документам учредителем «Ист Лайн» с самого начала являлась люксембургская компания Lexadmin Trust reg.

Стратегические направления Каменщика и Бута к тому времени сильно разойдутся. Бут во всю силу приступит к покорению Африки, начав перевозить без разбора любые грузы, включая оружие, а Дмитрий Каменщик сосредоточится на маршрутах и товарах, которые «оружейный барон» ранее полностью отработал. «Ист Лайн» занималась организацией чартерных рейсов в Китай, Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии, перевозивших российских «челноков» и их грузы ширпотреба.

Уральская братва

Виктор Бут на стартовом участке бизнеса все же выглядел несколько самостоятельнее Дмитрия Каменщика. Ему никто не помогал. Успешное внедрение Каменщика в тему грузоперевозок произошло не без посторонней помощи. В первую очередь ему посодействовал родной отец ─ заместитель начальника ГУВД Свердловской области.

В перестроечные годы в Свердловске успешно завершилось формирование одной из первых крупных ОПГ ─ . Дальновидная часть криминалитета сразу поняла необходимость дальнейшего перехода в легальный бизнес. Перевозка огромных потоков импортных товаров, подпитывающих многочисленные розничные рынки страны, могла принести неплохие барыши.

Сейчас уже не определить от кого шла инициатива, но уральская братва командировала в столицу уполномоченного представителя, обязанного следить за пошаговым выполнением утвержденного бизнес-плана. Покровители Каменщика обеспечивали начавший стремительно развиваться бизнес деньгами на оперативные расходы.

Обычно, таким термином в их среде назывались взятки должностным лицам. Совместными усилиями главы компании, его покровителей и лоббистов из чиновничьей среды перевозка грузов с использованием компании «Ист Лайн» стала для «челноков» экономически выгодной. Помимо быстрого оформления документов на таможне компании Каменщика был предоставлен льготный тариф таможенных сборов.

Шила в мешке не утаишь. Несколько самолетов, арендованных компанией, были арестованы сотрудниками ФСБ, но по звонку сверху начавшее набирать обороты расследование заглохло.

Приватизация Домодедово

Дмитрия Каменщика быстро не устроило положение обычного подручного у криминала. Он решил начать собственную сольную партию. Его привлекла инфраструктура аэропорта Домодедово, куда он постепенно начал внедряться. Сам аэропорт имел статус стратегического объекта, что весьма затрудняло процедуру взятия его под полный контроль. В 1998 году Дмитрий Каменщик взял в аренду сроком на 75 лет взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэродрома, но это стало только началом. Дальше все хозяйство Домодедово было разбито на 8 дочерних фирм. Их приватизацию, руководствуясь статусом объекта, запретило Росимущество, но подчиненная ему структура Мособлимущество предпочло нарушить решение вышестоящего органа и дало добро на переход в частные руки.

Через несколько последовательных ходов в Московском транспортном авиаузле появился первый аэропорт, принадлежащий частному лицу. В 2004 году Дмитрий Каменщик позволил выкупить большую часть акций компании «Ист Лайн» бывшему члену правительства России Олегу Сосковцу, что позволило ему полностью сосредоточиться на наземном бизнесе.

В 2002 году для ускоренного развития железнодорожной сети аэроэкспрессов, перевозящих пассажиров, Дмитрий Каменщик принял решение о приобретении 98% акций Демиховского машиностроительного завода, выпускающего вагоны для скоростных составов электричек. Дальше он организовал группу из 23-х компаний, обеспечивающих жизнедеятельность аэропорта и объединенных в единый пул ─ DME.Ltd, также полностью принадлежащий ему. Конечной целью преобразований, затеянных владельцем Домодедово, стало создание в округе индустриального кластера под названием «Аэротрополис». В 2004 году Росимущество, вспомнив о ранее принятом решении по запрету приватизации, попыталось оспорить право Каменщика на собственность. В этом вопросе разбирался суд и все оставил, как есть.

Редко какому российскому олигарху удается избежать публичных скандалов и неприятных вопросов со стороны органов правопорядка. Не миновала сия участь и Дмитрия Каменщика, причем повод для возбуждения в отношении его уголовного дела оказался довольно необычным. В январе 2011 года , устроенный террористами из преступной организации «Имарат Кавказ». Организаторы теракта были выявлены ФСБ и осуждены через 2 с лишним года.

Казалось печальная страница в истории аэропорта была навсегда закрыта, но абсолютно неожиданно у Следственного комитета появилась масса вопросов к его единственному владельцу. В феврале 2016 года Дмитрий Каменщик даже попал под домашний арест, длившийся в общей сложности 5 месяцев. Следователи инкриминировали ему обвинение в том, что он ответственен за выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть 2-х и более лиц.

В результате подрыва «пояса смертника» в Домодедово погибло 37 российских и иностранных граждан, а еще 172 человека получили ранения различной степени тяжести. Причина столь тяжелых последствий взрыва, по мнению специалистов, крылась в том, что в аэропорту были ослаблены меры безопасности. Конкретно ─ руководство компании в лице Каменщика распорядилось провести сокращения численности сотрудников службы безопасности. В результате террористы спокойно смогли проникнуть внутрь аэровокзала с взрывным устройством. Охранники аэропорта просто физически не могли справляться с поступающим потоком пассажиров. Речи об их халатности даже не возникло.

Дмитрий Каменщик оправдывался тем, что в Домодедово была принята новая технология досмотра, соответствующая всем международным стандартам безопасности. Никакой самодеятельности от него не исходило. К тому же к каждому пункту первичного досмотра были прикреплены сотрудники МВД, которые по действующему в России законодательству обладают исключительными правами проводить личный досмотр граждан. Вину, если она и была, необходимо разделить между собственной службой безопасности и МВД. В сентябре того же года после некоторого раздумья СК РФ прекратил дальнейшее расследование.

Сам Дмитрий Каменщик считает, что домашним арестом на него пытались оказать давление, стремясь добиться согласия от владельца аэропорта на участие в проекте интеграции всех 3-х московских аэропортов в единый комплекс. Первым шагом на этом пути должна была случиться реприватизация Домодедова, которая не могла устраивать его собственника. Дмитрий Каменщик утверждал, что ему периодически приходится отражать атаки на его владения. Осенью 2011 года, незадолго до теракта он даже был морально готов продать свое детище, но вышла заминка с покупателем, а потом прогремел взрыв, несколько отвлекший внимание от сделки.

Опыт Дмитрия Каменщика по управлению крупным аэропортом, а особенно извлеченные из этого занятия прибыли сподвигли российского олигарха обратить внимание на другой московский аэропорт Шереметьево. Не исключено, что вторыми воздушными воротами в столицу, принадлежащими частному лицу, станет именно он. В негласном соревновании двух отечественных коммерсантов, поставивших на логистику, верх взял более осторожный Дмитрий Каменщик, в какой то момент жизни вернувшийся с неба на землю. Виктор Бут пошел рискованным путем и проиграл.

Михаил Юрьев

Сколько бы наши олигархи ни кормили свою жабу, все равно задушит. Поэтому, когда речь заходит о долгоиграющих инвестициях и длинных деньгах, весь рынок в России сразу заканчивается, уступая место базару. А на базаре кто бойчее соврет, тот и возьмет. История о том, как председатель совета директоров группы "Ист-Лайн" Дмитрий Каменщик пытается взять под свое крыло Истро-Сенежское производственно-птицеводческое объединение, лучшее тому подтверждение.

Таможня дает добро

Дмитрий Каменщик

В конце 80-х скромный юноша из Свердловска прибыл в столицу, чтобы поступить на филфак МГУ. Для этого требовалась определенная смелость, можно даже сказать наглость, ведь конкурс в университет 1 всегда зашкаливал. Но Дима за свои тылы не волновался: отец, крупный милицейский чин в Свердловске, имел достаточно связей для решения вопроса положительно. Впрочем, усилия оказались напрасными, так как Каменщик-младший, недолго проучившись, бросил читать, зато принялся считать. Приход капитализма в Россию он встретил во всеоружии - владельцем туристической фирмы Малахит. Однако для раскрутки ему катастрофически не хватало денег, и Дима вновь обратился к отцу за помощью.

Тем временем на его исторической родине происходили глобальные изменения. Свердловск превратился в Екатеринбург, а название тамошнего предприятия Уралмаш стало брэндом крупнейшего на территории России организованного преступного сообщества (ОПС). У истоков ОПС стоял Григорий Цыганов, объединивший отмороженных спортсменов с целью подвинуть конкурентов - группировки синих (бывших зэков) и центровых. Естественно, разгорелась война, которую Григорий Цыганов не пережил. Место убитого занял его брат Константин, устроивший в Екатеринбурге самую настоящую вакханалию. После расстрела ряда крупнейших коммерсантов и криминальных авторитетов уралмашевцы становятся самой мощной группировкой на Урале. РУБОП пытается остановить кровавый беспредел, намечает ряд спецопераций, но секретные подробности становятся известны бандитам. В городе почти открыто говорят о дружбе Цыганова с начальником местного ГУВД Краевым и его заместителем Каменщиком.

Именно через отца Дмитрий Каменщик выходит на московских представителей Уралмаша, которые всегда готовы вложить деньги в перспективные направления. Каменщик предлагает уникальный бизнес-план по оккупации громадного рынка китайского ширпотреба: на той стороне консолидировать товар в одном месте, затем самолетами доставлять тюки через границу, где через нужных людей растаможивать груз по льготному тарифу. И понеслось. Перегруженные самолеты (а по документам - норма) с китайским тряпьем российская таможня встречает с распростертыми объятиями: вместо положенных $13 груз пересекает границу всего за $2. Разница делится по-братски: часть уходит в карман Каменщика, часть на оперативные расходы (читай - на взятки), часть в общак ОПС Уралмаш.

С небес? На землю

В рачительности Каменщику не откажешь. Пользуясь благосклонностью таможни, он стал солидным бизнесменом, но голова от успехов не закружилась. В ней вовсю зрел новый план по перевоплощению из крупного, но все же челнока в настоящего олигарха. Однако для подобной метаморфозы требовался собственный аэропорт. Полный контроль над авиаперевозками позволял любую сказку сделать былью. Но аэропорты в России под ногами не валяются

Летом 1994 года на Кипре рождается очередная темная компания с броским названием Ист-Лайн. Темная - потому что даже при родах трудно было отыскать ее настоящих родителей. Учредителем ЗАО Ист-Лайн выступала лихтенштейнская BGT Company Limited, которая, в свою очередь, принадлежала другой фирме, и тоже из Лихтенштейна, - Lexadmin Trust reg.

В России интересы Ист-Лайна взялся отстаивать новоиспеченный председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. Собственно, интерес был один, зато крупный: Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА), более известное как аэропорт Домодедово. Руководитель ДПО ГА Сергеев давно мечтал о полной приватизации, но мешало государство, упорно причисляющее Домодедово к стратегическим объектам. Поэтому Каменщик и Сергеев для начала создали восемь дочерних коммерческих структур: ЗАО Международный аэропорт Домодедово, ЗАО Аэровокзальный комплекс, ЗАО Авиационно-техническая база (АТБ) Домодедово, ЗАО Домодедово Джет Сервис, ЗАО Домодедово Терминал, ЗАО Домодедово Эр Сервис, ЗАО Домодедово Аэроотель, ЗАО Ист-Лайн гард. После решения правительства Черномырдина о приватизации Домодедово наступает пора активных действий. Ист-Лайн как воздух нужен контрольный пакет, но 51% акций планируется оставить за государством. Однако Мособлимущество странным образом идет Каменщику навстречу, даже в обход своих старших братьев из Мингосимущества. В результате всего за $1 млн. аэропорт Домодедово становится собственностью компании из Княжества Лихтенштейн, а в России возникает новая финансовая империя, империя Каменщика. Понимая, что без надежной крыши его быстро приземлят, Каменщик передает часть акций Ист-Лайна Олегу Сосковцу, покупает дачу по соседству с Виктором Черномырдиным и получает пропуск в высший свет, обрастает нужными знакомствами, заручается поддержкой. Финансовые потери тогда обернулись прибылью сейчас. ФСБ долго приглядывалась к перевозкам Каменщика (он не оставил свою давнюю забаву) и в конце концов арестовывает несколько его самолетов, что называется, с поличным. Казалось бы, все, конец, но громкое уголовное дело почему-то затихает, а Каменщик обещает, что прерванные полеты обязательно возобновятся

Честное слово

Раз засветившись, Каменщик извлек необходимый урок и теперь старательно избегает личного участия в сомнительных мероприятиях. Пусть каштаны из огня таскают другие, например, давний и проверенный компаньон - Валерий Коган. Друга Валеру широко знают в узких кругах, и он умеет производить выгодное впечатление. Причем настолько выгодное, что для владелицы компании СВОРГ Татьяны Бальзамовой оказалось достаточным его честного слова

Истро-Сенежское производственно-птицеводческое объединение (ППО), конечно, не аэропорт Домодедово, но тоже есть где разгуляться. У птиц и самолетов много общего. В свое время директор ППО Макаров, так же как и директор ДПО ГА Сергеев, страстно мечтал о приватизации. Хозяйственником Макаров оказался отличным, правда, при нем предприятие обанкротилось. Спасла положение предпринимательница Бальзамова, получившая в итоге контрольный пакет курзавода. Для управления Истро-Сенежским ППО была создана компания СВОРГ, на которой тяжким бременем повисли прежние долги. К тому же, чтобы поднять предприятие на солидный уровень, требовались значительные инвестиции. Тут-то и появился Валерий Коган, который за 50-процентную долю в компании СВОРГ дает честное благородное слово: а) решить все вопросы с кредиторами, б) найти инвестора.

Со вторым вопросом все было гораздо проще: на роль богатого Буратино претендовал Дмитрий Каменщик. Казалось бы, птицы после самолетов - не его масштаб. Но СВОРГу помимо всего прочего принадлежало 300 га сельскохозяйственных угодий вокруг Истринского водохранилища. Между прочим, очень живописное место - в самый раз под строительство дорогих коттеджей. Вот на это-то строительство и нацелился Каменщик. По самым скромным подсчетам, предполагаемая прибыль могла составить десятки миллионов долларов. Есть ради чего с небес спуститься на землю. Да и придумывать особо ничего не пришлось. Для захвата ППО Коган с Каменщиком использовали проверенную схему. Свою долю от СВОРГа они оформляют на кипрские офшорные компании Арминда Инвестментс Лимитед, СААФ Лимитед и Леонидас Инвестментс Лимитед.

Меж тем кредиторы продолжали требовать с Бальзамовой $1,2 млн. по ранее взятым обязательствам. Сумма для Когана и Каменщика - смешная, особенно с учетом предполагаемой прибыли от строительства будущих коттеджей. Казалось бы - отдай и дальше хлопот не знай. Ан нет!

Впрочем экономия (или элементарная жадность?) выходит боком. Убедившись, что Коган и Каменщик горазды только на обещания, Бальзамова хоть и с большим трудом, но гасит все долги самостоятельно. А потом указывает инвестору на дверь.

Пусти козла в огород

Такое возможно лишь в России. Даже с точки зрения бизнесмена абсурд! Вместо того чтобы вложить копейку и спустя некоторое время заработать рубль, проще наехать на вчерашнего компаньона. Бальзамова, спасая свою собственность, вносит имущество СВОРГа в уставной капитал новой компании Лакримоза и передает туда землю раздора в аренду.

Но на Лакримозу, пользуясь полной неразберихой в документах, претендуют и представители Каменщика. Он-то, кормя баснями Бальзамову, получил свою долю не на словах, а на бумаге. Поэтому в Лакримозе и появились два параллельных генеральных директора, каждый из которых считал себя в законе. Дальше - больше. Многострадальную Лакримозу одновременно продают в разные руки. То есть не совсем одновременно: ходатаи Бальзамовой при регистрации сделки документы в ИМНС 6 подали гораздо раньше, но там бумаги благополучно потерялись. Пропажа по странному стечению обстоятельств отыскалась только после того, как противоположная сторона хорошенько подготовилась к сделке.

А в московской областной администрации появляется письмо со срочной просьбой изменить целевое назначение земель площадью 323 га под малоэтажную застройку по очень уважительной причине. Дескать, эти земли представляют место стихийного нерегулируемого отдыха с последствиями загрязнения территории и вытаптывания сельскохозяйственных угодий. Параллельно в одном из уважаемых столичных изданий готовится материал с броским заголовком Золотые яйца Бальзамовой, где русским по белому говорится о ворохе фальшивых документов и каскаде мошенничества. Бальзамова называется авантюристкой, которую смогла приструнить лишь налоговая инспекция. Наверное, имеется в виду та самая ИМНС 6, где загадочным образом документы Бальзамовой на продажу Лакримозы гуляли до тех пор, пока ту же Лакримозу не продали люди Каменщика

P.S. А что же правоохранительные органы? - вправе спросить наш читатель. Где же были наши спецслужбы при приватизации аэропорта Домодедово фирмой из Княжества Лихтенштейн? Почему молчат теперь, когда подмосковная земля может отойти кипрской компании, а крупнейший московский поставщик курятины Истро-Сенежское производственно-птицеводческое объединение - вообще прекратить свое существование? Уж не подобные ли факты имел в виду российский президент, когда говорил о продовольственной безопасности страны?

Согласитесь, что вопросы далеко не праздные. И редакция обязательно найдет на них ответы - либо с помощью прокуратуры, либо самостоятельно.

Каменщик Дмитрий Владимирович - председатель совета директоров московского международного аэропорта «Домодедово». Председатель совета директоров группы компаний «Ист Лайн» - главного оператора «Домодедово».

Активы

Основные активы Дмитрия Каменщика сосредоточены в московском аэропорту «Домодедово». Ему принадлежит 100% акций «Домодедово» .

Также является 100%-ным бенефициаром компании DME Limited .

Состояние

Биография

Образование

Окончил социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономическая социология».

Научная степень

Кандидат экономических наук.

Служба в армии

1986-1988 гг. - прошел срочную службу в танковых войсках.

Карьера

1990-е гг. - организовал туристическую фирму «Малахит», обслуживавшую корейских туристов .

1992-1993 гг. - генеральный представитель в Москве совместного предприятия «Ист Лайн».

1994-1995 гг. - генеральный директор «Ист Лайн».

с 1995 г. - председатель совета директоров «Ист Лайн».

с 1993 г. - председатель совета директоров московского аэропорта «Домодедово».

с 1997 г. - руководитель представительства компании Airport Management Company Ltd. (остров Мэн, Великобритания).

2005 г. – член совета директоров ACI Europe.

Общественно-политическая деятельность

2000 г. - Член Совета по предпринимательству при Правительстве РФ.

Советник председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ и губернатора Московской области.

Член Совета директоров Европейской Ассоциации аэропортов / Airport Council International (ACI) Europe.

Увлечения

Увлекается спортом - восточными единоборствами (имеет черный пояс по чхвегвандо), сноубордом, дайвингом и катанием на горных лыжах. Пилотирует спортивные самолеты.

2010 г. - в аэропорту «Домодедово» случился блэкаут - отключилось электричество. Тогда выяснилось, что «Домодедово» не смогло организовать и своевременно привести в действие резервные энергомощности.

24 января 2011 г. - в аэропорту «Домодедово» прогремел взрыв - 35 трупов, 130 раненых. Президент РФ Дмитрий Медведев обвинил аэропорт в несоблюдении правил безопасности .

2011 г. - аэропорт «Домодедово» объявил о проведении IPO на Лондонской фондовой бирже, но не прошло и двух недель, как компания решила перенести размещение на неопределенный срок .

2011 г. - Дмитрий Каменщик рассказал следствию, что является лишь консультантом представительства в РФ офшорной компании «Airport Management Company Ltd.», зарегистрированной на острове Мэн, и не раскрыл собственников аэропорта .

2011 г. - состоялась пресс-конференция Дмитрия Каменщика на тему «Экспорт авиатранспортных услуг: перспективы Московского авиационного узла» .

2012 г. – «Домодедово» представило новый вариант строительства взлетно-посадочной полосы (ВПП), не требующий инвестиций со стороны совладельцев аэропорта .

Свободно владеет английским языком.

Награды

2001 г. - Лауреат Национальной общественной премии им. Петра Великого, ежегодной российской премии «Лица года», премии «Персона года-2001».

Награжден орденом «Слава России», учрежденным музейно-выставочным центром «История отечественного предпринимательства».

Семейное положение

Женат, сын .

Примечания

  1. Владельцем 100% акций Домодедова оказался Дмитрий Каменщик
  2. О чем молчит Дмитрий Каменщик
  3. Богатейшие бизнесмены России - 2012
  4. ФСБ шантажировала главу "Ист-Лайна" Дмитрия Каменщика пленками, изобличающими его в нездоровом влечении к маленьким мальчикам
  5. «Домодедово»: тайны кремлевского двора
  6. 6,0 6,1 Дмитрий Каменщик
  7. Дмитрий Каменщик не раскрыл владельцев аэропорта Домодедово
  8. Дмитрий Каменщик: "У Москвы есть все предпосылки войти в число городов, имеющих авиационный хаб, на равных конкурирующий с крупнейшими аэропортами мира"
  9. Дмитрий Каменщик построит взлетную полосу за счет бюджета
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png