28 марта на базе нашего образовательного учреждения прошел районный методический семинар воспитателей и логопедов. На семинаре выступили воспитатели и учитель-логопед. Мое выступление было на тему: «Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример: В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён как ребенок с ОВЗ. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было. Знаете ли вы? В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет. Знаете ли вы? Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести: повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ, методическую составляющую; изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование». Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать. Сегодня мы поговорим о методических и организационных аспектах введения ФГОС обучающихся с ОВЗ. Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных образовательных программ. Базисом при написании программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого и пишется программа. Но не менее важно, чтобы основная образовательная программа была разработана с учётом примерной. Этого требует закон «Об образовании», поэтому так поступают все образовательные организации (и дошкольные в том числе) при разработке основных образовательных программ. Нельзя забывать, что в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, для обучения должны использоваться программы адаптированные, хотя они могут между собой различаться. Этот момент стоит отметить особо. Ранее не существовало понятия «адаптированная программа», хотя термин «коррекционная программа» используется уже давно. Адаптированные основные общеобразовательные программы – это ещё одно нововведение в системе образования, в том числе дошкольного. Это программы, которые используются для групп, у которых есть то или иное нарушение. Например, адаптированная основная общеобразовательная программа для группы детей слабовидящих или для детей слабослышащих, для детей слепых, для детей глухих, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, образовательная программа адаптируется, чтобы процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья был более комфортным и приводил к достижению высоких результатов. Но, несмотря на все трудности внедрения инклюзивного образования, такой подход к обучению детей с ОВЗ в ДОУ имеет широчайшие перспективы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития. И первый шаг к достижению этой цели наше общество уже сделало.

Просто взять и разместить ребёнка с особенностями среди других детей - не метод. Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является в частности план сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Нормы и правила поведения специалистов должны уточняться и регламентироваться. Только в таком случае они окажутся полезными.

Индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ в ДОУ - это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе. Сопровождение ребёнка - это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.

Вопрос: Здравствуйте. Это Мурманская область, поселок Росляково-1. Мой шестилетний сын посещает второй год логопедическую группу бесплатно, но с 1.10.2011 года детский сад решил взымать с нас родительскую плату в размере 130 рублей в день. Обычная группа стоит 110 рублей в день.

Правомерно ли они поступают? Детский сад муниципальный.

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Здравствуйте, положения п. 2 ст. 52.1. Закона ОБ ОБРАЗОВАНИИ никто не отменял, а они гласят: за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

То есть решение ДОУ о взимании с Вас платы незаконно. Сперва скажите это заведующей, а после может направлять об этом жалобу в прокуратуру.

Кроме этого, согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (письмо Рособрандзора от 5 марта 2010 г. № 02-52-3/10-ин) к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

В приложении 8 к этому письму указываются виды заболеваний лиц с ОВЗ:

  • слепые,
  • слабовидящие,
  • с тяжелыми нарушениями слуха,
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохондроза, сколиоза и др.).

В то же время в Методических рекомендациях по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации в 2011 — 2012 гг. (письмо Минобрнауки РФ от 11.07.2011 N 06-1277) ОВЗ обозначены слабым зрением или слухом, нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистого аппарата, с лейкемией, неврологическими заболеваниями и пр.

Можно сделать вывод, что согласно заключению врача-педиатра устанавливается диагноз, который обуславливает совместно с заключением психолого-медико-педагогической комиссии направление ребеночка в общее ДОУ или ДОУ коррекционного вида (с условиями коррекционного образования), что является правовым основанием считать наличие у такого ребеночка ОВЗ.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1994 г. № 248) создаются для

  • глухих, слабослышащих и позднооглохших,
  • слепых, слабовидящих и поздноослепших детей,
  • детей с тяжелыми нарушениями речи,
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата,
  • с задержкой психического развития,
  • для умственно отсталых
  • и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах . Некоторые воспитатели не прошедшие курсы (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-право вую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты» , купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико -педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректироват ь и забыть о них, но только при ранней диагностике.


Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобны е формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-комму никативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированн ого). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.


Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на .

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования» ;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-пед агогическое сопровождение детей с ОВЗ» ;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями» ;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-пед агогической помощи детям с ОВЗ» .

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособност ь, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.


Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.


  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммун икативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-р азвивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

наталья андреева
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы

Андреева Наталья Ивановна

Воспитатель первой квалификационной категории

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду : опыт работы .

Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребенка . Успешность развития ребенка напрямую зависит от пространства, которое организует вокруг него взрослый. Ответственность за организацию развивающей среды лежит на двух социальных институтах, которыми являются семья и дошкольная образовательная организация. Основная проблема, с которой сталкивается родитель особенного ребенка – это адаптация ребенка к детскому саду , а проблема со стороны детского сада – создание условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ .

Появление заявление от родителей ребенка с диагнозом ДЦП заявления о поступлении в детский сад вывело на первый план проблему важности реализации инклюзивного образования в МБДОУ д/с «Ручеек» . В первую очередь была разработана и принята к реализации модель методического сопровождения педагогов МБДОУ д/с «Ручеек» по реализации инклюзивного образования. Согласно предложенной модели педагогический коллектив повысил компетентность в области готовности и способности работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья .

Следующим этапом работы стало создание условий для развития и социальной адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями и их сверстников. В ДОУ работа проводилась в соответствии с несколькими группам условий :

Организационные условия, включающие нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в ДОУ (собран пакет необходимых документов) ; материально-техническое оснащение для реализации инклюзивного образования (закуплено оборудование для кабинета ЛФК) ; медицинское обеспечение (наблюдением штатного мед. работника , врача-педиатра из подгогороднепокровской врачебной амбулатории, лечащего врача ЛПУ); питание ребенка в соответствии с СанПин, так как особых рекомендаций лечащего врача не постулило; информационное обеспечение педагогов и родителей ребенка (библиотека, содержащая специальную литературу для педагогов и родителей на бумажных и электронных носителях); социальное партнерство (взаимодействие с Подгороднепокровской СОШ по созданию условий для успешной адаптации ребенка с ОВЗ к новой ступени образования и новым условиям)

Психолого-педагогические условия, подразумевающие комплексное сопровождение сада необходимыми специалистами и разработку Адаптированная образовательной программы по лечебной физической культуре с детским церебральным параличом (спастический тетрапарез с акцентом справа) в дошкольном возрасте).

Кадровые условия обеспечивались наличием квалифицированных специалистов : для реализации Адаптированная образовательной программы специалист по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья ; проведение коррекционной работы учитель-логопед , педагог-психолог; для мониторинга состояния здоровья медицинский работник ; воспитатели, работающие с ребенком .

Третьим этапом в работе по внедрению инклюзивного образования в детском саду стало проектирование педагогами способов и форм инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Специалистами была разработана Адаптированная образовательная программа , которая выступила составной частью основной образовательной программы детского сада , и послужила основой для создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ДЦП .

Для обеспечения комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях детского сада спланированы регулярные занятия со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, специалист по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья ).

Внесены в план работы педагогического совета вопросы динамики развития ребенка .

Ведение портфолио ребенка , в котором воспитатели, родители и другие специалисты работающие с ребенком отмечают динамику его развития.

Тьюторское сопровождение ребенка в процессе обучения . В качестве результатов такой работы педагогами отмечено обращение ребенка к творчеству , исследовательскому поиску, активизация общения со сверстниками, стремление к самостоятельности, а так же успешность в публичных выступлениях и конкурсах внутри детского сада .

Создание адаптивной образовательной среды детского сада включающей в себя помещение групповой комнаты, в котором устранены все барьеры, мешающие передвижению ребенку , устранены острые углы и пороги, мебель (полки, шкафы) закреплены к стенам, что создает дополнительную опору для ребенка ; образовательный процесс оснащен средствами релаксации («сухой дождь» разноцветные атласные ленты, которые струятся дождём, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения, тактильная дорожка, которая развивает у ребенка , координацию движений и помогает профилактике плоскостопия, панно со шнурками «Лужок» для развития моторики ребенка , уголок уединения для восстановления психоэмоционального состояния и др., а так же для ребенка создана коррекционно-развивающая предметная среда, которая включает оборудование спортивного зала.

Использование педагогами таких видов деятельности, которые направлены на сплочение детского коллектива развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи, и толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса (настольные игры, конструктор ЛЕГО, детский настольный театр – позволяют детям с разными возможностями активно взаимодействовать друг с другом).

Еще одним этапом в реализации инклюзивного образования в детском саду было установление контакта с родителями ребенка , а так же работа с родителями других детей по их подготовке к принятию в группу особого ребенка .

Работа проводилась по четырем направлениям :

1. Информационно – аналитическое, в рамках которого выявляются интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности. В качестве основной формы работы в данном направлении выступает «Почтовый ящик» . Данная форма достаточно востребована у всех родителей детского сада , при этом родители имеют возможность в удобное время задать письменный вопрос, а педагог при этом имеет время на формулировку компетентного ответа.

2. Познавательное направление предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, а так же формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Родительское собрание – является классической и самой распространенной формой. Два раза в год в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ проводятся , родительские собрания под единой тематикой «Мы разные, но мы вместе!» , на которые приглашаются все родители, педагог-психолог и поднимаются вопросы адаптации ребенка в группе сверстников, подготовке детей к принятию особого ребенка . Так как в детском саду только один ребенок с ОВЗ , то проведение массовых, специально организованных консультаций не предусмотрено. Консультации индивидуальны и производятся по требованию родителей. Консультации возможны с привлечением специалистов, так и силами самих педагогов. Востребованной формой работы в д/с «Ручеек» выступает педагогическая библиотека для родителей. Педагогический коллектив подбирает информационные источники для родителей и для педагогов. Воспитатели совместно с родителями ведут Портфолио ребенка , в котором фиксируют все изменения. Новой для педагогов нашего сада формой взаимодействия с родителями выступает «Родительский лекторий» . В связи с тем, что в саду только один ребенок , то субъектами взаимодействия была выбрана виртуальная форма общения по средствам электронной почты.

3. Досуговое направление используется с целью установления эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Воспитатели разрабатывают сценарии досуговых мероприятий с учетом возможностей ребенка с ОВЗ , планируют участие ребенка и его родителей в массовых праздниках.

4. Наглядно-информационное направление дает возможность родителям ознакомиться с работой детского сада . Для родителей ребенка с ОВЗ проводятся регулярно открытые занятия, с целью демонстрации видимых изменений в поведении ребенка , а так же демонстрации возможных форм работы с ним в домашних условиях, например в период реабилитации в ЛПУ.

Таким образом, комплексный подход к решению сложной для всего педагогического коллектива проблемы позволил получить положительные результаты. Педагоги на достаточном уровне овладели знаниями, умениями и трудовыми функциями, а родители ребенка отметили положительную динамику как в физическом состоянии ребенка , так и в психоэмоциональном.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

Духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация-это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников , где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png